«Ақ орамалдың қасиеті. Достоинство белого платка»

КАЗАХСТАН

Исконное казахское название платков — «жаулык». Повязывание платков носит символический характер. Белый платок на голове женщины означает, что она замужем, стала хозяйкой своего очага. Это один из признаков идентичности казахской женщины. Символ честности и чистоты женщины не только в помыслах, но и в делах.

Она воспитывает своих потомков, чтобы они были верны традициям народа, а именно, традициям мира, дружбы, взаимопонимания, честности и трудолюбия.
«Ақ орамал» — в переводе «белый платок», в истории казахов имеет глубокое философское значение. Белый цвет — это символ чистоты, чистоты помыслов, чистоты души. Это символ материнства, как цвет материнского молока — основа жизни человечества. Это символ чести — честности, верности слову, целомудрия.

«Ақ орамал» — древний обычай примирения (призыв к миру): когда женщина обнажает голову и бросает свой платок между конфликтующими сторонами, то стороны конфликта должны остановиться.
Из книги Чингиза Айтматова «И дольше века длится день»
…Едигей настоял на том, чтобы хоронили покойного на далёком родовом кладбище Ана-Бейит. У кладбища была своя история. Предание гласило, что жуаньжуаны, захватившие Сары-Озеки в прошлые века, уничтожали память пленных страшной пыткой: надеванием на голову шири — куска сыромятной верблюжьей кожи. Высыхая под солнцем, шири стискивал голову раба подобно стальному обручу, и несчастный лишался рассудка, становился манкуртом. Манкурт не знал, кто он, откуда, не помнил отца и матери, — словом, не осознавал себя человеком. Он не помышлял о бегстве, выполнял наиболее грязную, тяжёлую работу и, как собака, признавал лишь хозяина.
Одна женщина по имени Найман-Ана нашла своего сына, превращённого в манкурта. Он пас хозяйский скот. Не узнал её, не помнил своего имени, имени своего отца… «Вспомни, как тебя зовут, — умоляла мать. — Твоё имя Жоламан».
Пока они разговаривали, женщину заметили жуаньжуаны. Она успела скрыться, но пастуху они сказали, что эта женщина приехала, чтобы отпарить ему голову (при этих словах раб побледнел — для манкурта не бывает угрозы страшнее). Парню оставили лук и стрелы.
Найман-Ана возвращалась к сыну с мыслью убедить его бежать. Озираясь, искала...
Удар стрелы был смертельным. Но когда мать стала падать с верблюдицы, прежде упал её белый платок, превратился в птицу и полетел с криком: «Вспомни, чей ты? Твой отец Доненбай!» То место, где была похоронена Найман-Ана, стало называться кладбищем Ана-Бейит — Материнским упокоем…

«Ақ орамал» часто выступает в качестве символа мероприятий, связанных с добром и миром. В 2016 году в Казахстане в рамках республиканской акции «Ақ орамал» прошло около полутора тысяч мероприятий в 1139 населенных пунктах.
Тысячи женщин в белых платках почтили помять жертв ядерных испытаний. В Астане после минуты молчания участницы акции возложили цветы к мемориалу «Отан ана». Акция была посвящена 25-летию закрытия Семипалатинского полигона.
На родине Димаша в городе Актобе в 2018 году в рамках мероприятий, посвященных празднику Наурыз, в областном перинатальном центре проходила акция «Ақ орамал». Она была направлена на то, чтобы показать роль мамы в воспитательном процессе детей, поздравить молодых мамочек и их новорожденных с весной. С лучшими пожеланиями работники культуры новоиспеченным мамам подарили «Белые платки» и памятные подарки для их детей.
В давние времена все мужчины одного поселения на джайляу (летние пастбища — ред.) погнали скот на новое место, куда позже должен был перебраться весь аул. В это время на поселение, где не осталось ни одного мужчины, напали враги. И тогда байбише (старшая жена или «старшая» из женщин — ред.) этого аула привязала свой белый платок к дубине и вышла против врагов. Тогда она смогла остановить их и сохранить аул. С тех пор остановивший врага белый платок называют «жаулык», от слова «жау» «враг».
Бабушка Димаша Миуа апа разместила в своем Instagram небольшое видео, которое очень тонко и правильно раскрывает смысл этого символа казахской женщины — «Ақ орамал».
Как только невестка прибывает в дом мужа, покрыв голову белым платком, она молится о благополучии этой семьи, этого рода. Молодая невестка ищет не богатство, самое главное для нее это рождение детей, здорового потомства, проявление нежного материнского чувства. У казахов молодая невестка в белом платке могла своим поклоном остановить любой конфликт, даже во время кровопролитных боев. Для казаха неуважение к белому платку это как оскорбление матери.

Однажды Больтирик шешен (краснослов, оратор), путешествуя по стране, остановился в доме одного бедняка. Дырявая юрта, где даже воробьи не хотели бы вить гнездо, кошма (войлочный ковер из шерсти — ред.) на полу, через которую прорастала трава, человеку даже негде было сесть. Когда хозяин дома позвал его в дом и сказал: «Аксакал, проходите на почетное место», его жена сняла свой белый платок и постелила на пол. Тогда Больтирик шешен, наклонившись, поднял платок, протянул его и сказал: «Невестка, сколько лет живу, но такого почета не встречал. Я благодарен за твои добрые намерения, пусть Всевышний подарит тебе богатство, надень обратно на голову». Бедняк зарезал для гостя единственную козу. Тогда Больтирик шешен сказал: «Положи в казан все мясо, позови всех в округе, передай всем, что Больтирик шешен останется в твоем доме несколько дней». Услышав эту новость, все зажиточные жители аула собрались. Кто-то из них поставил красивую белую юрту, кто-то принес кое-какое имущество, а кто-то пригнал скот на убой. Они гостили несколько дней. Перед уходом Больтирик шешен им сказал: «Все это богатство, которое вы привезли с собой, весь скот, который хотели передать мне, отдайте этому человеку», а затем дал свое благословение. После сказанных пророческих напутствий, спустя немного времени, бедняк быстро разбогател.

Хочется, чтобы этот поучительный рассказ стал примером для молодых невесток и девушек, оказал свое влияние.