«Какую энергию ты несёшь в мир, такая же возвращается тебе»
ИНТЕРВЬЮ
Николай Подошва-Захаров. Режиссёр-постановщик шоу «Арнау».
Хотите узнать, что общего у Димаша Кудайбергена и легендарного фигуриста Алексея Ягудина? На каком аппарате хотел улететь Димаш в конце своего сольного концерта? И кто ему кричал «Какая крыша!!!».
На протяжении двух лет не проводились крупные сольные концерты Димаша в Казахстане. Поклонники его творчества, особенно соотечественники, соскучились по ним, и поэтому решение о месте проведения шоу, которое выбрали организаторы мероприятия, было вполне логичным.
Об этом и не только читайте в нашем эксклюзивном интервью с режиссёром-постановщиком шоу «Арнау» Николаем Подошва-Захаровым.
Беседу провела корреспондент нашего клуба Ольга Териков.
«Астана Арена» в столице Казахстана Нур-Султане — крупнейшая, современная и прекрасно оснащённая в техническом плане площадка, которая в состоянии вместить в себя все 40 тысяч поклонников из почти 60-и стан мира, счастливых обладателей входных билетов.
Режиссёр-постановщик шоу АРНАУ — Николай Подошва-Захаров, 37 лет, окончил Московский областной Высший Колледж Искусств по специальности педагог-хореограф народного танца, обучался в Институте Современного Искусства на балетмейстерском факультете и является кандидатом в мастера спорта по баскетболу.
На его режиссёрском счету: торжественный концерт на Красной Площади, посвященный Дню России 2019, постановки представлений в цирке братьев Запашных, шоу «Минута славы» и «Без страховки», церемония открытия Суперкубка Казахстана, концерты Розы Рымбаевой, концерт в честь 25-летия Министерства обороны, торжественный концерт 25 сессии Ассамблеи народов Казахстана, ЕХРО 2017, мюзиклы «Ромео и Джульетта», «Notre Dame de Paris», ТВ премия «Тумар 2019».
— Николай, расскажите, пожалуйста, как же случилось, что именно Вы с творческой командой стали теми счастливчиками, которым выпал шанс сделать концерт для Димаша? Как Вы стали режиссёром-постановщиком шоу Арнау?
— В январе месяце был объявлен конкурс среди творческих компаний, и наша концепция, которую мы придумали с командой Адам Медиа, выиграла его. Вот теперь творим красоту. Постараемся порадовать зрителей интересными номерами и красочным шоу. Такого пока точно не было в Казахстане. Будем ломать стереотипы. Все говорят, что невозможно сделать шоу с местными артистами, танцорами, акробатами… Что ж, постараемся доказать противоположное, что в стране очень много талантов! Просто нужно их искать и работать с ними.
— Николай, были ли Вы знакомы с Димашем раньше и когда впервые столкнулись с его творчеством?
— Я познакомился с Димашем два года назад, когда делал Ассамблею народов Казахстана. Я вообще мало впечатлительный, но то, что этот парень мегаталантливый и при рождении одарён от Бога — это точно! Такое нереально наработать. Это либо есть, либо нет! Мы пересекались с ним иногда, но совместно никогда не работали. Когда появилась задача придумать шоу, то я начал изучать досконально его творчество. Слабые и сильные стороны. Что нужно добавить, а что убрать. При этом я руководствовался своим опытом и фантазией. Потом уже, когда стали разрабатывать номера, что-то изменилось, что-то осталось, а что-то трансформировалось под солиста… Это ведь живой организм. Сделать хорошее шоу — это как родить ребёнка. И до сих пор что-то придумывается, что-то добавляется. На прошлой неделе в три часа ночи я проснулся и придумал ещё один номер на песню «Любовь уставших лебедей». Не знаю почему, но именно ночью это происходит чаще всего.
— Николай, это правда что Вы в своё время ставили акробатические номера легендарному фигуристу Алексею Ягудину?
— Да. Было дело. С Лёшей работал.
— Вау! Скажите, а хватит ли физической подготовки Димашу, ведь певец — не фигурист?
— Всё отлично. Не переживайте! К каждому свой подход. Тренировочный процесс — это сложный механизм. С Димашем мы работаем все вместе и каждый день. У Димаша составлен график репетиций вплоть до 29 числа.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о номере «Любовь уставших лебедей». Это стало результатом ночного посещения Музы? Я слышала отзыв, что после Вашего прочтения слова песни приобрели истинный смысл.
— Да, мне многие написали и сказали, что, наконец, поняли о чем песня. Раньше они не понимали, какой смысл, а теперь стало понятно. Да, в нашем мире все просто! Мы сами часто усложняем себе жизнь и смысл. Не бывает добра без зла, есть черное и белое, есть мама и папа. Всегда должен быть баланс. Если его нет — все рассыпается. Поэтому одно явление не может жить без другого!
— Композиция «SOS» Чья это была идея и насколько были вовлечены Димаш и родители Дениса в её постановку? И насколько сложно сделать такой номер в техническом плане и в плане безопасности?
— Это был совместный труд Димаша и мой. Он сказал, что хочет посвятить песню Денису, а я уже дальше додумывал, как это красиво сделать. Потом Ерлан позвонил маме Дениса, Оксане Алексеевне, и рассказал весь номер. Ей все понравилось, и она согласилась приехать. В плане полёта над стадионом — это слаженная работа целой команды. Подвешивается воздушная дорога, по которой артист перемещается в двух плоскостях: по горизонтали и по вертикали. Сделать технически это довольно сложно, но если у вас есть команда профессионалов своего дела PzArtCircus вы уверены в результате. Любые цирковые элементы имеют риск, но без этого не бывает шоу! Главное — все 100 раз проверить, и тогда ты спокоен и уверен.
— Почему номер «Lay Down» стал Вашим любимым? Чем интересна была работа над созданием этого номера?
— Мне всегда нравится искать что-то новое и добавлять в номера необычный и интересный реквизит. Это всегда риск, что может получиться не очень. Но риск дело такое. Тут получилось найти и форму, и сделать интересные люки для появления и исчезновения артистов и Димаша. Во втором номере эти фуры превратились в Великую китайскую стену, по которой шёл артист, возвышаясь над сценой.
— В видеосюжете о создании шоу было кусочек, где Димаш хочет спуститься с крыши, и за кадром слышна реплика: «Какая крыша?!» Это были Вы? Как Вам удавалось обуздать смелые желания Димаша и обеспечить его безопасность во время исполнения номеров?
— Не думаю, что это моя реплика. Я всегда за любой кипиш, кроме голодовки! Главное — все правильно просчитать и сделать. Да, у него адекватные желания. Главное — направить их в правильное русло и подсказать, что так нельзя, но есть вариант сделать вот так. Диалог с артистом — это самое главное. Нужно слушать артиста и слышать.
— Шоу закончилось. Но творческая жизнь продолжается. Какие планы и цели Вы ставите перед собой? К чему стремитесь и какие ближайшие проекты ждут нас?
— Да, шоу прошло, и остались положительные эмоции, но на этом не стоит останавливаться, нужно идти дальше и расти в творческом плане. Цель — сделать большое шоу для Димаша и поехать с ним в мировое турне. А на данный момент я приступил работе над концертом памяти Дениса Тена в городе Алматы. Приглашаю всех 20 июля в Алматы Арену. Далее в планах телевизионный проект TOPJARGAN 2, и есть ещё несколько предложений, которые пока в разработке. А также глобальная цель — поднять индустрию шоу в Казахстане на новый уровень.
— ТВ версия шоу Арнау впечатлила высоким качеством подачи визуального и аудио материалов. Расскажите, пожалуйста, кто работал над этим, и сколько времени занимает такая обработка.
— Обработка материала заняла все пять дней после концерта, но тут нужно учесть один факт: если хорошо изначально снять, то потом намного проще монтировать и есть из чего выбирать. И тут мы не обошлись без наших друзей и коллег из Украины, режиссёр ПТС Марина Шалева — мега профессионал и отлично проделала свою работу. Далее уже команда AdamMedia села за компьютеры и по крупицам собирала красоту в общую картину. А Ерлан Бекчурин сводил в студии звук.
— Техническая сторона шоу была выполнена на высоком уровне. Кто занимался разработкой и выполнением инженерной составляющей номеров?
— Полностью все воздушные полеты над стадионом делала компания PzArtCircus, изначально планировалось сделать 8 точек подвеса, но потом фантазия увеличилась, и стало 18 точек. Мы разработали дорогу для полёта над стадионом, сделали номер с взаимодействием в воздухе с экраном, придумали летающий куб с проекционными экранами. Сделали шесть точек для полёта гимнасток в воздухе. Неделю кропотливой работы с утра до утра и труды слаженной команды вы увидели на концерте.
— Неработающий микрофон, барахлящие наушники или отвалившийся передатчик. Насколько такие вещи мешают и выбивают из колеи, и как с ними бороться во время шоу, не теряя самообладания?
— Если ты хорошо настроился на концерт и готов на все 100, то тебя ничто не остановит и не сломает. Вы видели, как Димаш реагировал на такие вещи, улыбался и работал дальше, как будто так и нужно. Это техника. У всех мировых звёзд это происходило и происходит. Накал энергии запредельный, и техника ломается. Я был на многих концертах мировых звёзд, и всегда есть такие моменты. Артист уходит в кураж, и сам может либо ударить передатчик, либо в порыве танца оторвать провод. Это живые моменты, этим и ценен живой концерт.
— Световое оформление шоу было поставлено на высочайшем уровне. Кто это придумывал и оформлял?
— Это молодая, но для меня самая крутая команда в стране UpStage и ее руководители Ильяс Тельтаев и Станислав Черкасов. Ильяс два месяца потратил на построение света по таймкоду. Станислав занимался всеми техническими составляющими, такими как постройка сцены, создание всех планов и чертежей. Это первое шоу в стране, которое было полностью прописано по таймкоду. До этого никто такого у нас не делал. Для координации на концерте барабанщик Роман начинал трек, получал сигнал отсчета и синхронизировался с музыкой. Во время шоу мы уже только наблюдали как свет работает сам. Но, чтобы все это получилось, всей команде UpStage пришлось очень сильно поработать, а результат вы видели сами. Спасибо им огромное!
— Кто сидел во время шоу за пультом управления? Кто дирижировал и помогал, чтобы всё прошло как задумывалось?
— Пультов управления было около 10. Дирижировать пришлось мне. Я хотел позвать ещё кого-то, но понял, что пришлось бы потратить пару месяцев жизни, чтобы передать всю информацию, которая была у меня в голове. За кулисами в ухо Димашу подсказывала Надин, моя жена. Она «вела» его по концерту, и если он уходил в себя и музыку, она помогала и говорила, на какой сцене следующий номер или на какую площадку нужно сесть, чтобы не уехать за сцену.
— Долго не могли уснуть после шоу? И что вообще происходило по окончании концерта? Какие были эмоции у Вас, у команды, у семьи и у Димаша?
— Все были настолько счастливые и опустошенные, что хотелось поесть и лечь спать. Осознание сделанного пришло только через несколько дней. Ну и на следующий день начинался демонтаж, так что некогда было расслабляться. После шоу было небольшое афтепати, на котором все друг друга поблагодарили и разошлись спать.
— Заметны ли вам были флешмобы зрителей в зале, ведь фанаты готовились, чтобы поддержать Димаша?
— Да, в центре стадиона с пультовой было видно, насколько крутые фанаты у Димаша, они основательно подготовились и создали непередаваемую атмосферу праздника и шоу! Я такого никогда не видел ни у одной звезды, а повидал я много. #DEARS Димаша такие же замечательные, как и сам артист. Спасибо всем приехавшим и прилетевшим на шоу ARNAU, без вас не было бы этого шоу. Вы сами видели, какую красоту вы создали во время исполнения песни «Незабываемый День». Только благодаря фанатам получилась такая незабываемая атмосфера и ТВ картинка! Низкий поклон всем пришедшим на концерт, вы часть истории и полноценные создатели частички этого Шоу.
Самое привлекательное и интересное — это сделать крутое шоу и поднять уровень индустрии развлечения в Казахстане на новый уровень!

— Николай, Вы являетесь очень востребованным и продуктивным режиссёром. Какой проект стал Вашим любимым, помимо Арнау, а какой был самым трудным проектом и почему?
— Трудный — неправильно сказано. Все проекты, в которых я принимаю участие, интересные, необычные и со своими нюансами. Был один проект, в котором мне было не то чтобы трудно, а очень страшно, — это шоу SISTEMA цирка Братьев Запашных. В начале шоу было вступление примерно на 7 минут, в процессе которого я стоял за кулисами и по секундомеру и таблице с таймингом выпускал мотоциклы на стадион. На стадионе выступали цирковые артисты разных жанров и танцоры, и в определенный момент они разбегались и освобождали центр для приземления мотоцикла. За кулисами я давал отмашку, и мотоциклист стартовал по длинному коридору с улицы, так как им нужен был разгон. Если вы были хоть раз за кулисами большого стадионного шоу, вы понимаете, что там музыки практически не слышно. Для этого и были у меня секундомер и таблица. Я понимал, что любое моё неправильное решение — и мотоциклист выедет рано и прилетит в артистов, которые на манеже. Вообще, все прошло хорошо, и это самое главное. Арнау — это мой первый проект, который я вёл от самого начала до самого финала сам, и поэтому это самое любимое детище на данный момент.
— Как и когда возникла идея участия в конкурсе? Почему Вы решили принять участие в разработке шоу Димаша?
— Предложили придумать шоу, я, не долго думая, согласился. Все как-то спонтанно получилось.
— Опишите, пожалуйста, общую концепцию шоу. В чей мир должен был попасть зритель согласно Вашему видению?
— Согласно концепции шоу, зрители должны были попасть в мир добра и тепла, семьи и родной земли. Мы взяли за основу Кинетик войс — это кинетический голос Димаша, с помощью которого он говорит планете: «Любите свою землю, любите своих родных, своих близких». Мы хотели показать, что в мире много нюансов, но что бы ни происходило, нужно оставаться человечным и идти дальше.
— В оформлении сцены был использован двойной китайский иероглиф. Диарс из Китая говорят, что если он один, то означает «Счастье», а если их два рядом, то означают слово «Свадьба». Этими иероглифами украшаются свадебные церемонии в Китае. Вопрос, какой смысл закладывали организаторы шоу, используя этот символ — свадьбу, счастье или что-то иное?
— Да, мы специально использовали эту заставку несколько раз на тексте Димаша, так как понимали, что огромная аудитория его фанатов — из Китая. Был использован иероглиф Счастья — и себе, и вам. Какую энергию ты несёшь в мир, такая же возвращается тебе. Поэтому будьте все СЧАСТЛИВЫ!
— Зрителей шоу заметили физическую натренированность Димаша. Сколько часов в день ему приходилось заниматься, чтобы достичь необходимой физической формы? Был ли у него личный тренер и план тренировки?
— В день он тренировался с 14:00 до 21:00 с балетом и акробатами, потом ехал на студию и занимался музыкой и вокалом. Примерно 12−14 часов в день минимум у него уходило на подготовку, это помимо перелетов в Москву, Минск и Китай на встречи и выступления. Он сразу же с самолета ехал на репетицию. В общем, все, кто думает, что жизнь звезды — это кайф и релакс, предлагаю 100 раз подумать. Вы не будете видеть ни друзей, ни семью, ничего. Вы будете с утра до ночи работать.
План работы Димаша был расписан на целый месяц, и он молодец, отлично ему следовал. Личного тренера не было. Но с Димашем постоянно занимался мой ассистент и моя жена Надин Подошва-Захарова. Как в психологическом плане правильно все выстроить, как не устать в середине концерта и распределиться на все шоу, как сберечь силы для финала, где успокоиться, а где, наоборот, отрываться по полной!
— Какой Ваш любимый и какой самый сложный номер в шоу Арнау и почему?
— Самых любимых несколько. Это S.O.S, Лебеди, Lay Down, Let it Be. А самый сложный — это Интро и Golden. Это начало, и тут нельзя было оплошать. Как ты начнёшь шоу, так оно и пойдёт! Изначально было немного другое интро. В процессе его пришлось изменить, учитывая пожелания артиста. Это цирковое прошлое и опыт работы в цирковых шоу.
— Не могу не спросить о финале. До сих пор пишут отзывы о финальном полете Димаша, который буквально разорвал сердца зрителей и даже вызвал слезы на глазах присутствующих в зале. Чья это была идея и какой заложен посыл в таком финале?
— Это совместная тема. Димаш хотел улететь на крио-джетах, но их запретили в прошлом году после того, как два человека разбились. По этому я искал вариант, как бы сделать это. И тут на помощь пришли воспоминания из детства. В детстве у меня был любимый персонаж — Карлсон, который живет на крыше. У него была отличная фраза — «Он улетел, но обещал вернуться…» Мы просто нашли песню, которая очень хорошо раскладывалась по всем акцентам: и прощание с публикой, и финальный поворот круга, и отлёт Димаша. Как-то все красиво сложилось и наш пазл сложился.