Кобыз — священный музыкальный инструмент
КАЗАХСТАН
История казахского народа, уходящая корнями в глубину веков, богата событиями. Радостные и печальные, большие или малые они оставляли в душе человека неизгладимый след, запечатлевались в памяти. Культура всегда неразрывно связана с историей. В кюях и песнях отражено все многообразие жизни. Жырши и акыны часто обращались к историческим событиям, становились летописцами своего времени. Легенды, стихи, музыка передавались от поколения к поколению.
Казахская степь веками жила одухотворенной поэзией, метким красноречием, зажигательными кюями и проникновенными песнями. Музыкой была пронизана вся жизнь казаха – она звучит на праздниках, в обрядах и ритуалах, в повседневном труде и т.д. Казахский народ отличается необыкновенной музыкальной одаренностью, практически в любой семье найдется человек, который прекрасно поет или талантливо играет на народных музыкальных инструментах.

В народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения».

Среди казахского народа с древних времен получили распространение более 50 музыкальных инструментов. Это домбра, сыбызгы, кобыз, жетиген, дангыра и др. Поэты и кюйши всегда были любимы и почитаемы народом.

У казахского народа много кюев для кобыза. Казахи считали кобыз священным музыкальным инструментом. С древних времен Коркыта до Ыхласа (19 век) на земле Казахстана творило много кобызчи.
Ыхлас Дукенулы (1843-1916) — казахский народный композитор-кюйши, кобызист, один из основателей школы кобыза.

В ряду других музыкальных произведений они отличаются необычностью темпа, ритмичностью построения, многогранностью тематического диапазона, идейным содержанием. Ему принадлежат кюи героико-эпического, философско-лирического плана («Кертолгау», «Коныр», «Ыкылас», «Казан», «Камбар — Назым», «Жезкиик», «Акку», «Шынырау», «Жалгыз аяк»), социально-гражданские, сатирические кюи («Ерден», «Жарым патша», «Бесторе» и другие).

Коркыт — искусный мастер игры на кобызе, композитор, жырши (сказитель), поэт, покровитель баксы. Он родом из племени огузов (9–10 век). В легенде о Коркыте повествуется о том, как появился на свет его инструмент — кобыз. Коркыт с детства был талантлив, он умел извлекать прекрасные мелодии из любого инструмента. Однажды ангелы послали ему странный сон, в котором он мастерил кобыз из шерсти одногорбого верблюда, рога бодливого козла, конского волоса дикого жеребца. Проснувшись, Коркыт изготовил кобыз, который видел во сне, и стал исполнять на нем задушевные кюи, будоражившие всю степь.
Кобыз относится к древнейшему виду смычковых инструментов, которые сохранились у народов Сибири, Средней Азии, Поволжья, Закавказья и других. У каждого народа такие смычковые имеют свое название, но они похожи строением, волосяными струнами, настройкой, способами игры. О древности говорит само строение инструментов.

Кобыз выдалбливался из одного цельного куска дерева — можжевельника (арша), клёна, сосны, берёзы. Инструмент состоял как бы из трех частей: головной («бас» — голова), средней (основание — кеуде) и нижней («аяк» — ноги). Основание делается в виде открытой чаши, вытянутой книзу. Эта нижняя часть инструмента затягивается кожей (дека). На ней устанавливается подставка (тиек). Струны для кобыза до сих пор изготавливаются из конского хвоста. Смычок имеет дугообразную форму и напоминает лук: к двум концам изогнутой ветки привязывается пучок конского волоса и скрепляется крепкой нитью из верблюжьей шерсти. Исполнитель обхватывает смычок сбоку своей ладонью.
Две струны кобыза, состоящие из 104 конских волосков, издают целую гамму обертонов при соприкосновении смычка. Колорит и густота звучания инструмента во многом зависели от силы прикосновения смычка, а также от высоты звука, при котором обертона звучали то гнусаво, то пискляво, то бархатно-густым сочным тоном. Для кобызовых кюев характерна звукоизобразительность: подражание вою волков, крику лебедя, бегу коня, звуку пущенной стрелы.

С ростом исполнительского мастерства кобызистов начались новые поиски выразительных средств инструмента. Это привело в 1956 году к созданию нового четырехструнного кобыза. Диапазон этого инструмента расширился, легче стало интонировать, исполнительские приемы игры приблизились к скрипичным. Основной прием звукоизвлечения остается флажолетно-ногтевым. В результате больших изменений появляется смычковый инструмент с новым тембром и широкими техническими возможностями.
В исполнительской практике наряду с созданием нового типа кобыза необходимо сохранить и прежний кыл-кобыз, так как новый инструмент настолько отдалился от своего прототипа, что в нем исчезли некоторые особенности тембра и приемы игры, применяемые на флажолетах, двойных нотах. Если кылкобыз предназначен для исполнения народной музыки, то на новом кобызе можно исполнять трудные и разнообразные произведения современных русских и западноевропейских композиторов.