Новости

«Голос года – голос Вселенной»


«Певец года» — это звание получил Димаш Кудайберген по версии китайской премии IQIYI awards в рамках международного кинофестиваля The Silk Road Cohesion Awards 2018 в Шанхае.


«Культурный посол Шелкового пути» — эта премия была присуждена Димашу по решению народов Великого шелкового пути.


Возможно, есть какой-то смысл в том, что «звезды» зажигаются где-то далеко от нас. Так произошло и с рождением во Вселенной новой звезды, которая каким-то непостижимым образом зажигает небесный свет в каждом, кто хоть раз услышал ее звучание — голос Димаша Кудайбергена.


Эту новую звезду открыли в прошлом году в Поднебесной — там, где чутко внимают звукам, созидающим гармонию Неба и Земли. Видимо, жив еще наказ Конфуция о том, что гармонизовать Поднебесную можно с помощью музыки — Куя, которого нужно искать только в Степи. Сегодня, слушая голос Димаша, вспоминаются и слова легендарного китайского императора Шунь, который сказал, что Куй сумел привести в гармонию ритмы Неба и Земли, чтобы придать с ее помощью равновесие всему миру. «Такого, как Куй, — говорил Шунь своим подданным, — довольно и одного». А сегодня то же самое можно сказать и о Димаше.


Голос года – голос Вселенной, изображение №2

И действительно, древнетюркская музыка существовала в нескольких видах, подчас взаимодействуя друг с другом — как Музыка-Вселенная, Музыка-Душа и Музыка-Искусство. Видимо, и сегодня рождение звезды Димаша явилось ответом на актуализацию потребности в музыке, которая не может быть сведена только к эстетическому наслаждению. Его голос, охватывающий 6 октав, не исчерпывается лишь этими акустическими пределами, порой кажется, что его вибрации, отталкиваясь от земной поверхности, уходят ввысь, в небо, гармонизируя Вселенную и душу человека.


2018 год прошел под знаком Димаша, открывая его всему миру, а ему — весь мир. Пожалуй, нет ни одной страны, где у него не было бы поклонников. Собирая тысячные аудитории, Димаш неизменно знакомит ее с музыкой Степи, поскольку он сам — ее сын.

Казахские песни и кюи «Дайдидау», «Адай», «Қарағым-ай», «Айкаракөз» в исполнении Димаша полны проникновенной любви к своей Туған жер, к ее музыке. Традиционная манера исполнения, интонационный строй, постановка голоса, свойственные устной музыкальной культуре казахов, в полной мере присущи и творчеству молодого певца. В нем есть магия горлового пения баксы, перемещающихся в своем камлании-пении в пространстве 99 верхних миров Вселенной; ощущение открытости верхнему миру — миру аруахов, свойственное кюйши; эпичность, историчность и социальная сила воздействия музыки жырау и жырши; элегичность и тонкая задушевность, идущая от салов и сере.


Несколько лет назад ученые сокрушались о том, что теряются традиции импровизации, которые могут существовать только в условиях устной культуры. Исчезновение импровизационности воспринималось как знак грядущей утери самобытности казахской культуры. Димаш продолжает эту устную традицию, когда в одном лице совмещается творец, исполнитель и импровизатор.


Творчество Димаша демонстрирует не только сохранение этой музыкальной традиции в рамках казахской культуры, но и распространяет ее на мировую музыкальную культуру: пожалуй, нет ни одной композиции или песне, которую Димаш спел бы два раза одинаково. Видимо, аудитория и какой-то внутренний настрой заставляют певца импровизировать, свободно перемещаясь в пространстве звуков разных народов. И не имеет особого значения, исполняет ли Димаш казахскую, китайскую, итальянскую или американскую песню. Каждый раз, кем бы ни была сочинена или спета до него эта песня, интерпретация нашего певца личностно озвучена и нет никаких сомнений в том, что эта песня — песня Димаша.



Близок Димашу и музыкальный строй арабской музыки, в его исполнении слышны гулкость призыва азана, исполняемого муэдзином, и гармонический амбитус макама.


Особое место в его творчестве занимает китайская музыка. Димаш тонко прочувствовал ее отличие от европейской музыки, со свойственными ей протяженными мелодическими оборотами в их динамическом развертывании. Китайские песни «Осенняя печаль» и «Рассвет» в исполнении нашего певца смогли раскрыть ценность и значимость каждого отдельного звука, а пентатоника песни «Jasmine», отождествляемая с пяти стихиями природы, пяти планетами и пяти цветами, звучащая у Димаша, способна создать то, к чему стремится вся китайская культура — гармонии «пяти постоянств».


Молодой певец воплощает в себе лучшие традиции итальянского bel canto, о чем свидетельствует исполнение таких лирико-драматических произведений, как «Sos dun terien un detresse», «Опера № 2», «Adagio» и «Любовь уставших лебедей». Уникального обладателя семи регистров — баса, баритона, тенора, контратенора, контральто, фальцета и свисткового (флейтового) регистра, — отличают филигранность нюансировки, утонченность и аристократизм, некое изысканное эстетство, подкупающее зрителя.


Неизменный успех песен и композиций, исполняемых в стиле bel canto, свидетельствует о том, что Димашу дано все, чтобы стать оперным певцом № 1. А исполнения композиций по хитам Майкла Джексона и песни Queen «Show must go on» — стильные, свободные, раскрепощено-динамичные, танцевальные и подчеркнуто ритмично-синкопированные, — показали, что Димаш также может быть и «Королем поп- или рок-музыки».


Голос Димаша свободно перемещается по всем мирам, открывая ее вселенское звучание, проникая во все тайники души человека и осваивая горизонты музыки многих народов мира. Секрет успеха Димаша кроется не только в высочайшем исполнительском уровне. Обладатель уникального голоса не просто исполняет песни, он проживает в них жизнь разных образов как свою собственную жизнь — на высоте, а зачастую, — и пределе, человеческого духа и человеческих чувств, очищая их от всего наносного, раскрывая их божественную суть. И хочется верить, что Звезда Димаша будет гореть долго и ярко своим чистым светом, освещая путь мира, счастья и любви.


Сабина Аязбекова

Фото: соцсети


Источник.

Димаш Статья 2018