Be With Me
2021
Golden
2021
Golden
2021
СЛУШАТЬ
iTunes/Apple Music
СЛУШАТЬ
QQ Music
СЛУШАТЬ
Spotify
СЛУШАТЬ
Deezer
КУПИТЬ
Amazon Music
СЛУШАТЬ
YouTube Music
СЛУШАТЬ
ВК Музыка
Be With Me
2021
СЛУШАТЬ
iTunes/Apple Music
СЛУШАТЬ
Yandex Music
СЛУШАТЬ
Spotify
КУПИТЬ
Amazon Music
СЛУШАТЬ
YouTube Music
СЛУШАТЬ
ВК Музыка
СЛУШАТЬ
Deezer

Онлайн-интервью с родителями Димаша Канатом и Светланой Айтбаевыми
16.04.2020
16 апреля в прямом эфире instagram Департамента культуры Нур-Султана директор Казахского государственного академического музыкально-драматического театра имени К. Куанышбаева Асхат Маемиров беседовал с родителями Димаша — заслуженными деятелями Казахстана Канатом и Светланой Айтбаевыми.
— Добрый вечер!
Только что зашли гости из Израиля, России, из многих стран мира присоединяются. Поэтому сразу предупрежу, что 2-3 минуты знакомил с вами, рассказал о ваших заслугах, проделанных вами работах. Придется сегодня ответить на многие вопросы.
Был задан первый вопрос. В настоящее время в творческой среде, в культуре Казахстана есть не только Димаш, но и семья Айтбаевых. Какой должна быть семья? В чем отличие традиционной казахской семьи? В этом смысле мы можем с гордостью рассказать о вашей семье всему миру. Сейчас нам пишут больше из других стран. В будущем есть ли у вас планы написать книгу о вашей семье, о вашем клане? Это на самом деле нужно. Потому что в одном доме отец, мать, дети, бабушка-дедушка, внуки – три поколения проживают вместе. Вообще, как дела у старших, все ли у них хорошо, как их здоровье?
КАНАТ: Асеке, привет. Большое спасибо, все хорошо, все здоровы. Сейчас во время карантина мы все дома. Пришла весна, выглянуло солнце, у всех хорошее настроение. Живем на позитиве, в надежде, что все будет хорошо. Спасибо за пожелания, Асеке. Ценность семьи, взаимоотношения отца и матери, взаимоотношения родителей и детей всегда должны строиться на уважении. Если мы сами будем уважать своих родителей, если дети будут уважать нас, если это будет переходить из поколения в поколение — все будет хорошо. Димаш пришел.
— А, Димаш пришел? Показался бы разок. Все ждут здесь. Продолжи свою мысль, Канеке.
КАНАТ: Кстати, можно и про твою семью рассказать. Ты вышел из большой семьи, где выстроены тесные связи между родителями, между братьями и сестрами, вашу семью тоже можно приводить в пример. Наша жизнь коротка, как рукоять камчи, поэтому что может быть лучше уважительных, добрых взаимоотношений? Надо впитывать в себя самые лучшие качества многих народов и наций, и дальше расти, развиваться.
— Хорошо. Света, может добавишь свои мысли к сказанному? Вчера у нас был День влюбленных Козы Корпеш – Баян сулу. Я получаю удовольствие, глядя на ваше настроение. Вы даже одеты в одних тонах.
Димаш, здравствуй! Секунд на 15 появись, здесь все просят, пусть еще раз покажется.
КАНАТ: Только что он занимался спортом, говорит, что выглядит не так, чтобы показываться народу, не причесан.
— Мы продолжим задавать вопросы и, если Димаш слышит нас, я хочу сказать, что мне в дайрект поступает много предложений, чтобы Димаш вышел в прямой эфир. На разных языках приходят просьбы: на казахском, на русском, на английском. На предстоящих неделях будет ли возможность? Люди хотят знать.
КАНАТ: Ну, это надо спросить у него самого. Димаш в последние четыре года вообще не отдыхал, находился в постоянном творческом поиске, было много концертных программ. Сейчас, во время карантина, он взял отпуск, его мысли в свободном состоянии, отдыхает по-своему. Поэтому, если у него будет время, он сам сообщит дату выхода в эфир. Он отдыхает с братишками. С братьями устраивают спортивные соревнования прямо в доме, так он и отдыхает.
— Продолжим. Чем занимаетесь дома во время карантина? В прошлый раз Муратбек Ержакып, известный журналист из Актобе, написал 21 критерий, это его предложения. Среди них, начиная с изучения иностранных языков, есть приготовление разных блюд, чтение книг, игры с детьми. Очень хорошо написал. Канат и Света Айтбаевы во время карантина с детьми и другими членами семьи какие мероприятия проводят?
КАНАТ: Асеке, спасибо за вопрос. Во время карантина мы ежедневно вместе со всей семьей. Вот и с женой каждый день общаемся, оказывается она хороший человек)) Все обсуждаем, посмотрели исторический сериал, мы говорили об этом во вчерашнем эфире. Смотрим много исторических программ. Заново пересматриваем ранее прочитанные книги, новые книги начали читать. Лично я люблю исторические произведения. Сегодня читал о становлении и взаимоотношениях многих европейских государств, о 100-летней войне почитал. Посмотрели вместе российский сериал о том, как царица Екатерина взошла на трон, много интересного узнали. Посмотрели фильмы нашего Рустема Абдрашева «Алмазный меч», «Золотой трон», получилось отлично. Это хорошие достижения наших парней, мы оценили, сделали экскурс в их творчество. Мы посмотрели со Светой, многие вещи взяли на заметку, порадовались многим успехам. Поэтому можно сказать, что проводим время интересно, осмысленно. Так как мы живем в своем доме, есть возможность выходить во двор. Сейчас весна, солнце вышло, ухаживаем за деревьями.
СВЕТА: Для женщин вообще хорошо. Готовим разные блюда, сами все готовим. Давно хлеб не пекли, сейчас хлеб печем, такое увлечение появилось среди женщин. Дети играют в разные игры, играют на разных музыкальных инструментах. Наш Мансур в шахматы играет с дедушкой. И в Актобе у моей мамы дома прямо по расписанию играют в настольные игры всей семьей. Очень интересно.
— В конце 2019 года семья Айтбаевых переехала в Нур-Султан. Димаш вот уже 6 лет в Астане получает образование. Канеке, ты уже 2 года в столице, в Нур-Султане. Ну как вообще, семья нашла общий язык с Нур-Султаном?
КАНАТ: Конечно, наша столица очень красивая, этот город — наша гордость, гордость народа. Ее красоту особенно чувствуешь, когда прилетаешь из-за границы, когда с аэропорта въезжаешь в город. Мы очень рады.
— Канеке, есть такой вопрос. Мы сегодня часто слышим о продюсерском центре «Димаш-Али». В конце 90-х годов, когда создавалась эта студия, была такая цель – открывать новые таланты, новые имена, помогать им в их творчестве. В те времена выходили кассеты, диски. CD-диски, DVD-диски, ты их выпускал. Позже, когда ты стал работать в госструктуре, работа студии приостановилась. Потому что госслужба требует от человека 100% отдачи. Последние 2-3 года «Димаш-Али» снова встал на ноги, концерты в Америке, Лондоне, Петербурге, Украине и т.д. На афишах «Димаш-Али». А также на международном уровне проходит конкурс молодых талантов «Бахытты бала». Вообще, какие у вас планы? «Димаш-Али» будет заниматься только такими проектами или же могут появиться совсем другие проекты, которые будут знакомить нацию и культуру с миром?
КАНАТ: Асеке, спасибо. Творческий центр «Димаш-Али» был создан в Актобе с целью внести свою лепту в развитие искусства. В Актобе живет наш со Светой друг, наши семейные друзья — семья Бахытбека Зейнелова. У нас дома Димаш, у Бахытбека дома Алихан, братишка Димаша. По их именам назвали «Димаш-Али», чтобы творческий центр рос вместе с ними. Выпустили много альбомов, сборников на CD-дисках. Сотрудничали со многими известными казахстанскими исполнителями — Омиркул Айниязов, Торегали Тореали, Асхат Таргынов, Мирас и Куралай и многие другие. То, чем мы занимаемся сегодня, — это творческое направление, это концерты Димаша, это сотрудничество с нашими коллегами в России, в Европе, в Америке, Китае и других странах, проведение концертов и других мероприятий в этих странах, сотрудничество с организаторами — всем этим и занимается «Димаш-Али». Также и фестиваль «Бахытты бала», проводимый нашим центром при поддержке областного акимата Актобе. Провели уже два фестиваля. Нам и самим очень нравится фестиваль, все участники, все дети нам очень дороги, они уже как члены нашей семьи, поэтому мы всегда радуемся их успехам. Многие дети, выходившие на нашу сцену, сейчас уже успешно показывают себя на российских, других зарубежных конкурсах.
СВЕТА: Ержан Максим, Меиржан Жидебай сейчас.
КАНАТ: Наши ребята растут, развиваются. Надеемся, что и в будущем эта деятельность найдет свое продолжение. Вместе с тем, у нас есть планы и по другим культурным мероприятиям, не только деятельность Димаша.
— Есть еще один вопрос. Света, наверное, лучше ответить тебе. Сегодня творчество Димаша вышло на международную арену, а у вас самих есть планы на проведение своего концерта? Потому что до Димаша вы были известны всему народу, как семейный дуэт. Смотрю на ютубе ваши выступления, вальс Шамши Калдаякова «Радость», вы там совсем молодые. Были проекты «Не стареющие песни», там вы выступали, много других выступлений. Сотни тысяч просмотров, тысячи комментариев. Вы оба творческие люди, и вообще, дать семейный концерт — есть ли такие планы?
СВЕТА: Сейчас деятельность Димаша вышла в определенное русло. Он вышел на международную арену, ему нужна была поддержка. Поэтому мы все подстраивались под работу Димаша, а для себя взяли творческий отпуск. Но сейчас все встало на свой путь, сейчас рядом с ним хорошая команда. Конечно, это не говорит о том, что мы совсем отошли от сцены. Мы до сих пор участвуем во всех больших концертах, но мы планировали в этом году дать свой большой концерт в Актобе. В связи с сегодняшним положением, конечно, даты отодвигаются. Но все это будет в будущем, мы обязательно встретимся. Если на наш концерт придут все, кто здесь пишет хорошие пожелания, мы, конечно, будем очень рады. Когда придет время, мы сами сообщим обо всем.
КАНАТ: Видимо, люди заметили, что для нас это не первостепенно. Но люди, привыкшие к сцене, в любом случае, стремятся к выступлениям перед народом. Но это не постоянные концерты с разъездами, а запись на телевидении, радио, вместе с тем, где много наших слушателей, там можно периодически давать концерты. Если честно, сейчас мы смотрим на творчество молодых, получаем огромное удовольствие от этого, радуемся их успехам, и это нам даже больше нравится.
— Хорошо. Света, ты принимаешь участие в концертах с фольклорным оркестром в Атырау, в Актобе, с оркестром народных инструментов, с эстрадно-симфоническими оркестрами. Если собрать все воедино, можно было бы собрать часовой концерт. Вы уже давно в творчестве. Вы, конечно, в Актобе давали концерты, но давно не было вашего большого, масштабного концерта, который мог бы представить весь ваш творческий потенциал. И было бы хорошо провести его в столице, в Центральном концертном зале. Канат не говорит о себе, как о композиторе. Безусловно, скромность — это его внутренняя культура. Тем не менее, народ любит его песни, посвященные матери, отцу, песни о родной земле, сейчас на казахской сцене не хватает таких жизнелюбивых тем. Думаю, пожелания наших зрителей связаны с этим. Вот мы и доводим до вас эти пожелания провести такой концерт осенью.
СВЕТА: Спасибо.
— Спрашивают, будет ли концерт Димаша в Алматы?
КАНАТ: Да, в планах есть. В Астане в 2017 году прошел концерт Димаша «Бастау», потом в 2019 году прошел концерт «Арнау». И следующий концерт мы планировали провести в Алматы, но в связи с карантином пришлось сделать корректировки по многим вопросам. Будем в здравии, тогда все будет.
— Мы знаем, что в связи с карантином у вас многие проекты приостановились. Сейчас вы сотрудничаете с сильными продюсерами и композиторами мирового уровня, в тесном контакте с именитыми мастерами мировой культуры. Отмена концерта в Японии вызвало большое сожаление зрителей. Вообще, каковы ваши планы?
КАНАТ: Планов много. Человек может планировать многое, но в жизни бывают различные обстоятельства. Не только внутри творческого центра, но в планах есть большие изменения на международном уровне. Человек живет надеждами на хорошее. Если будем в здравии, значит все сможем преодолеть, во всем мире жизнь наладится, я уверен в этом. А также в том, что и у нашего народа будет много радостных событий. Поэтому у нас впереди много планов. Димаш сейчас работает со многими иностранными композиторами в онлайн- режиме. Это известные люди, но пока мы не показали готовые работы, не буду называть их имен. Многие композиторы присылают свои работы, работа ведется в онлайн-режиме с различными студиями в разных странах. Из Китая, из Америки, из других стран Азии, России. Благодаря интернету, сидя в студии, можно работать с композиторами, с музыкантами разных стран. В будущем, после окончания карантина, все планы будут заново рассмотрены и выстроены. Прошлогодние планы подверглись большим изменениям. Поэтому, воспользовавшись случаем, хочу пожелать всем, кто из дома посылает нам свои хорошие пожелания, всем, кто ждет окончания карантина, всем друзьям, всему человечеству — чтобы мир быстрее вышел из этих трудностей, чтобы все быстрее вернулись к нормальной, полноценной жизни.
СВЕТА: Воспользовавшись этим моментом, я очень хочу спеть, на самом деле. С самого начала хочу петь. Мы все-таки из Актобе, с родины Жубановых. Наверное, нужно спеть песню основоположника казахской классической музыки Ахмета Жубанова. К тому же сейчас весна, прекрасный период, птицы возвращаются. Ласточка — символ мира, красоты, символ всего светлого. Хотим исполнить красивую песню «Ласточка». У казахов есть хорошее поверье: если в доме ласточка совьет гнездо, эта семья будет счастливой. Есть старинная легенда: дом, в котором поселилась ласточка, даже враги не трогают. В давние времена, когда жили в юртах, наши предки не собирали юрту для кочевья до тех пор, пока птенцы ласточки не смогут самостоятельно вылететь из гнезда. Поэтому с пожеланием, чтобы в каждом доме было счастье, как если бы ласточка свила гнездо под вашей крышей, я спою вам песню «Ласточка».
— Света, кто повлиял на выбор мира песни? Какой педагог?
СВЕТА: Это началось еще до школы, до педагогов, в семье. Мой отец закончил художественный факультет Казахского педагогического института, человек творческий. Был хорошим художником, портретистом. Но в связи с переходом в военную сферу, его творчество остановилось. Тем не менее, он играл на нескольких музыкальных инструментах. Он мастерски играл на гитаре, домбре, на баяне. Я до сих пор помню, он был большим фанатом Владимира Высоцкого. Весь репертуар Высоцкого он записал в специальный альбом и выучил. Отец таким был, и мама пела, всегда была близка к искусству. Все родственники были близки к искусству. Поэтому еще до школы все началось в семье.
— Родиться в Темире и не быть талантливыми — это невозможно же.
СВЕТА: Да, Темир — это священная земля, особенно после того, как там нашли Золотого человека (археология) ну и, конечно, влияние педагогов, а также внутренняя предрасположенность человека, его стремления, наверное. После школы, уже в профессиональном плане, я училась в колледже. Там была педагог по музыке Нагима Нуртазина. Я у нее училась по классу баяна. Это труд всех этих людей.
— Ты в полной мере владеешь колоратурным сопрано. Кто поставил твой голос?
СВЕТА: Марат Олжабаевич Айтимов.
— Значит он ваш семейный педагог?
СВЕТА: Я была самой первой ученицей Марата Олжабаевича, после того, как он закончил консерваторию. Он владел всеми методиками, был очень строгим педагогом. Мы уже знали, какой он, и поэтому Димаша отдали в его класс. Он и сам шутит: «Даст Аллах, я и детей Димаша буду обучать».
— Канеке, я знаю, что у тебя есть несколько своих песен, я был свидетелем первых твоих песен. Самая первая твоя песня в каком году была написана? В институте была написана или в школе? Насколько я знаю, это песня «Балауса» или есть более ранние песни?
КАНАТ: Моя самая первая песня была посвящена матери — «Моей добродушной матери». Была написана в студенческие годы, в Украине, в городе Чернигов. 90-годы, время Советского Союза. Я находился там уже дней 20, шел сильный дождь, в тот момент я почувствовал, что сильно соскучился по маме. Так и появилась эта песня. Между институтами тогда существовали культурные связи. Я, будучи активным студентом, попал на эту стажировку. Это было прекрасное путешествие. Мы объездили все области Украины, была возможность познакомиться с культурой страны, подружились с молодежью. Можно сказать, что первыми услышали эту песню украинские друзья и мои коллеги. Но повторюсь, я не профессиональный композитор, просто, когда сердце переполняет радость или грусть, кто-то стихи сочиняет, кто-то пишет музыку и сочиняет песню. Есть несколько песен, рожденных именно в такие моменты. Эту песню я спел маме под гитару, она была очень рада, и я был полон особых чувств.
— Даст ли Димаш онлайн-концерт?
КАНАТ: Димаш 4 года работал без отдыха. Сколько было поездок по миру, с континента на континент, на самом деле это большая нагрузка для организма. Поэтому и он сам, и мы хотим, чтобы он отдохнул. Но мы готовим телевизионную версию концерта «Арнау», прошедшего в Европе и в странах СНГ. Телевизионную съемку мы провели в Киеве. Живой концерт в сопровождении оркестра и бэнд-группы прошёл очень хорошо. Сейчас Ерлан, Димаш, ребята из украинской телевизионной группы в онлайн-режиме уже заканчивают монтаж. И уже в ближайшие дни это станет хорошим приветом, подарком от Димаша и его команды, бэнд-группы, от нашего творческого центра для всех наших слушателей. Онлайн-концерт, возможно, в будущем и будет, посмотрим, ну а профессиональная, качественная, телевизионная версия красивого концерта, думаем, будет еще лучше, мы надеемся на это. Скоро мы объявим об этом. Если наши слушатели примут, выскажут свои впечатления, для нас это будет большой радостью.
— Много вопросов о Раушан и Мансуре.
КАНАТ: Раушан больше увлекают такие предметы, как математика, биология, физика. Мы в семье всех детей приобщали к музыке, но Мансур и Димаш это абсолютно творческие люди. У Раушан тоже хорошие творческие, музыкальные способности, но она больше любит математику и физику. Сейчас она днем и ночью проходит свои онлайн-уроки, она учится в Назарбаевской Интеллектуальной школе. Там все ученики очень ответственно подходят к занятиям. Мансур тоже занимается со своим педагогом в онлайн-режиме. Проходит свои творческие занятия. Дополнительно дома обучается игре на барабане. Сейчас, что хорошо, в интернете есть обучающие уроки, он слушает, повторяет, учится играть. И хоть барабаны не являются основной профессией Димаша, но он тоже умеет играть и тоже помогает Мансуру. Что хорошо, барабан не акустический, это электронный барабан, учится в наушниках, иначе нам пришлось бы съехать, облегчил этим нашу жизнь. Но это ему очень интересно, он постоянно играет на домбре, на барабанах. Так проводит время на карантине.
СВЕТА: Мансур учится в специализированной музыкальной школе при Казахском Национальном университете искусств в 7 классе. До этого он учился в обычной музыкальной школе в Актобе. В классе Мансура учатся очень талантливые дети.
— Если он и дальше так продолжит, если получит хорошие навыки, через пару лет на концертах Димаша и Мансур будет стоять возле гитаристов. Такое ведь возможно?
КАНАТ: Чтобы стать профессионалом, надо лет 10 учиться, ты и сам знаешь. Но есть стремление. И потом, чтобы стать хорошим барабанщиком у человека должны быть еще и крепкие физические данные, должна быть сильная энергетика. Ребята, музыканты из группы Димаша, постоянно репетируют, постоянно занимаются, находятся на онлайн-связи.
— Только что Канат Айтбаев официально объявил, что вопрос онлайн-концерта пока решается. Однако, самое главное, готовится к трансляции качественная запись киевского концерта, который будет показан на мировом уровне. Я думаю, что концерт будет выложен на ютуб канале Каната Айтбаева или будет транслироваться на одном из наших крупных национальных каналов. Это будет профессиональная запись, на высоком уровне, поэтому Канат Айтбаев думает, что лучше в прямом эфире показать всему миру киевский концерт. По мнению Димаша это был хороший в энергетическом плане концерт.
Основная часть вопросов, Қанеке, касается Димаша, просят побольше рассказать о Димаше. Поэтому я объединил их в три-четыре вопроса. И самый первый из них такой: в репертуаре Димаша казахские народные песни, песни казахских народных композиторов преподносятся с особенной трактовкой. Поклонники и слушатели из разных уголков планеты очень хорошо знакомы с «Дайдидау», которая сейчас стала известна всему миру. Песня раньше считалась народной, но сейчас многие называют автором Магжана Жумабаева. Кому принадлежала идея сделать «Дайдидау» конкурсной песней? Насколько я знаю, впервые он ее исполнил на конкурсе «Жас канат»?
КАНАТ: В свое время, в 2012 году, когда Димаш предложил подготовить к конкурсу именно эту песню, я не особо поддержал, потому что «Дайдидау» обычная лирическая песня, ее структура не очень подходит к формату конкурса. Тогда он мне все разложил на бумаге, показал, как будет выглядеть вводная часть, какими будут кульминация, заключительная часть. Он сказал, что хочет преподнести ее не как обычную лирическую песню, в которой поется об отношениях двух влюбленных, а показать всю боль и страдания молодого парня, который пишет письмо своей возлюбленной, с которой ему не суждено быть вместе. Но я и тогда отнесся немного скептически. Тогда он решил показать ее нашему другу Бахытбеку, с которым впоследствии они создали структуру всей песни: в каком месте будет звучать домбра, когда будет играть кыл кобыз, сделали аранжировку. И, надо сказать, я был удивлен, когда они исполнили песню у нас в студии, и был доволен, что смогли донести песню на таком хорошем уровне. В итоге все получилось именно так, как хотел Димаш, а «Дайдидау» получила высокую оценку жюри на всех конкурсах и стала одной из самых любимых песен, заняв свое постоянное место в его репертуаре.
Димаш и все члены нашей семьи очень любят эту песню, потому что она получила на многих конкурсах хорошую оценку, признание зрителей. Считаем, что она стала одной из песен на все времена.
— Да, на самом деле так и есть, сказанная мысль очень к месту, потому что у любого певца, который достиг международного, национального уровня, имеется одна песня-жемчужина из богатой казны народной музыки, которая является его визитной карточкой. Такие, как «Гаухартас» из репертуара Бибигуль Тулегеновой, «Ақбақай» из репертуара Алибека Днишева. Сейчас Димаш Кудайберген записывает и исполняет на сценах Москвы и за рубежом песни, демонстрирующие его вокальное, артистическое, исполнительское мастерство, диапазон его голоса, однако «Дайдидау» особенная, она как его талисман. В этом году исполняется 175 лет великому Абаю. Как проявляется творчество Абая в репертуаре Димаша?
КАНАТ: Считаем, что песни Абая находятся в одном ряду с мировыми сокровищами музыки. Многие песни Абая написаны на европейский лад, под влиянием русской классической музыки, под воздействием передовых веяний того времени. Поэтому у нас есть свое представление и принципы, что песни Абая нужно петь с пониманием их философии, с осознанием глубины. Песни Абая мы исполняем всей семьей, Света их поет, Димаш тоже включает их в свои программы. Исполнение произведений великого Абая в рамках этого юбилейного года в планах у нас есть. Это дело времени. Недавно мы в разговоре с Нуртлеу ага тоже упоминали об этом. Перед тем как исполнить какое-либо произведение, необходимо сначала его отточить, как следует продумать и только после этого представить зрителю. Димаш не исполняет песни просто так. Он преподносит зрителю песню только после того, как пропускает ее через себя, через свое сердце. Поэтому, думаем, что если получится хороший материал, зрители сами дадут оценку.
— Тут спрашивают, может ли Димаш спеть «Көзімнің қарасы» (Ты зрачок глаз моих)? Конечно же споет, я думаю.
СВЕТА: Во время учебы в музыкальном колледже в специальной программе певцам-тенорам часто предлагают петь «Көзімнің қарасы», «Желсіз түнде жарық ай». Димаш, кажется, даже пел ее на одном из экзаменов. Однако, с песнями Абая он хорошо знаком с детства, и читал, и слышал, и учил, и знает наизусть с малых лет.
— Хорошо. Зрители просят спеть больше песен Абая. Поскольку Димаш нам сейчас не споет, с вашего разрешения покажите нам, как почитает семья Айтбаевых музыкальное наследие, достояние Абая. Сыграете на домбре, какую песню споете? Спойте что-нибудь. Вчера краешком уха услышал, как пели песню Татьяны. Давайте дадим черед песне. Уважаемые подписчики, вы, наверное, помните, когда в проекте «Ай эм Сингер» спросили, какого поэта, писателя ты любишь, Димаш сказал, что любит «Путь Абая». И тогда «Путь Абая» Мухтара Ауезова был издан в Китае тиражом в несколько тысяч экземпляров на китайском языке. Мы были очень рады, когда недавно в информационном пространстве появилась новость о том, что бразильский фан-клуб Димаша начал переводить слова назидания и песни Абая на португальский язык. Димаш делает огромную работу в продвижении творчества Абая. Где бы ни появился, с особым вдохновением исполняет народные песни и песни Абая и отмечает уникальность произведения «Путь Абая». Ну, а теперь какую песню Хакима Абая вы исполните?
КАНАТ: Большое спасибо, Асхат. Оказывается, очень неловко, когда тебя восхваляют в лицо, аж спина вспотела. Неудобно, когда хвалят твоего ребенка.
СВЕТА: Асхат, ты правильно сделал, что напомнил нам об Абае. Хочу сказать большое спасибо фанатам Димаша за то, что они пропагандируют произведения Абая в других странах. Оказывается, бразильский фа-нклуб перевёл Абая на португальский язык. Когда искали, мы не смогли найти произведения Абая на португальском языке, оказалось, на португальском языке их никогда и не было. А сейчас мы попробуем исполнить песню Абая «Желсіз түнде жарық ай» (Яркая луна в безветренной ночи).
— Браво, молодцы. Дорогие друзья, а теперь прозвучит великолепная песня великого казахского композитора Абая. В этом году Казахстан в рамках ЮНЕСКО отмечает 175-летие великого казахского поэта, композитора, мыслителя Абая Кунанбаева. Поэтому сейчас прозвучит прекрасная песня.
СВЕТА: Хочу поделиться с вами интересными воспоминаниями, связанными с песнями Абая. Когда я поступила на музыкальный факультет регионального университета имени Ахмета Жубанова, ректором университета был Арынов Мухтар Гани улы. Он внёс огромный вклад в пропаганду и возвращение произведений Абая. И этот человек спросил меня: ты знаешь песни Абая? Я тогда исполнила только два куплета, а третий куплет не стала петь. Тогда он говорит мне: «Сколько бы куплетов не было в песнях или в стихах Абая, старайтесь петь все, потому что так должно быть. Если убрать один куплет, то исчезает вся красота песни». Сейчас я спела «Желсіз түнде жарық ай», но есть ещё и третий куплет «Қалың ағаш жапырағы сыбдырласып, көрінбей жердің топырағы, құлпырған жасыл жер жүзі». Я его не спела и мне стало очень некомфортно от того, что не выполнила наставления, жизненные принципы этого человека.
КАНАТ: Чтобы не занимать много эфирного времени, мы исполнили песню не до конца.
— У нас был разговор о репертуаре Димаша. Вы сказали очень хорошие мысли о «Дайдидау». Еще один вопрос. Какая самая первая песня, исполненная Димашем? Я знаю о видеозаписи, где Димаш выступает на дне рождения папы. Вы помните, какую песню он пел, когда только научился говорить?
КАНАТ: Первая песня была об Актобе.
— Как песня называлась? Кто автор?
КАНАТ: Автором музыки является актюбинец Эдуард Глумов, текст песни написал наш друг Бекен Серикбаев, который очень рано ушел из жизни (иманды болсын). Мы тогда всем творческим коллективом решили в честь юбилея города Актобе снять и показать на телеканале «Актобе» клип на красивую песню «Ақтөбем» (Мой Актобе), написанную этими замечательными ребятами. Тогда Димаш был совсем маленьким, годика два или три было. И, видимо, эта песня ему хорошо запомнилась. Поэтому первая песня, с которой он вышел на сцену, была песня «Ақтөбем».
— «Ақ көгершін» (Белый голубь) он спел уже будучи школьником? «Ақ көгершін» нынче тоже гуляет в ютубе.
Он спел ее а капелла, без сопровождения во время интервью, которое он давал, как один из активных учеников школы.
КАНАТ: Да, в школе учат многому. На уроках пения дети разучивают различные патриотические, познавательные песни. «Ақ көгершін» тогда была включена в школьную программу, и, видимо, очень нравилась детям. Это очень красивая песня, написанная нашим известным земляком, профессором, академиком Ахметом Жубановым. Песня, призывающая к миру, к добру, к радости, а также хорошие навыки, привитые учителями, именно поэтому ее исполняли все дети, в том числе и наш Димаш, который включил ее в свой репертуар.
— Канат, Света, еще один вопрос для вас. Впервые Димаш принял участие в конкурсе в шестилетнем возрасте. Это был международный фестиваль детского творчества «Айналайын», который проходил в 2000 году. Если считать с того времени, получается около тридцати-сорока конкурсов, среди которых есть и республиканские, и региональные, а также несколько песенных конкурсов и фестивалей международного уровня. Есть из них такие, когда и вы, и Димаш особенно сильно переживали? Конечно, все конкурсы трудные. Потому что на таких конкурсах, как, например, «Славянский базар», песни исполняются чистым, живым голосом, в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра, с дирижером, и создаются в результате длительного творческого процесса. Какие два самых сложных конкурса выделили бы, когда действительно лился соленый пот, когда шло испытание и на удачу, и на прочность?
КАНАТ: Перед любым конкурсом мы волнуемся больше самого Димаша. Ко всем конкурсам Димаш подходит с особой подготовкой, с сильным волнением и переживаниями. Соответственно, все это передается и нам. Начиная с «Жас канат», все моменты подготовки к конкурсам до сих пор у нас перед глазами. Как ездил в украинскую Ялту на «Восточный базар», как принимал участие в международном конкурсе «Мейкин Азия» в городе Шопаната в Кыргызстане. После он, будучи студентом, участвовал в различных концертах вместе со студенческим составом в нескольких городах Европы. Далее «Славянский базар», «Я — певец» в Китае. На все эти конкурсы мы со Светой ездили вместе, видели все своими глазами, каждое переживание, каждые моменты волнения отпечатались в нашей памяти. Поэтому трудно сказать, где волнений было больше. К каждому конкурсу отнеслись с большой серьезностью, на всех желали победы и любой из них запомнился до каждой мелочи.
— Очень хорошо. Все очень хорошо. Мне кажется, и ответы отличные. Теперь, насколько я понял, вы считаете, что каждый конкурс, каждый фестиваль стали отдельной ступенью для роста Димаша?
КАНАТ: Конечно. Внимательный слушатель хорошо знает, что выбранные и исполненные на каждом конкурсе песни считаются ступенями на его жизненном пути. Перед каждым выходом на сцену, любым концертом, не разделяя на вчерашний либо сегодняшний, во время любого концерта каждый член творческой группы, сам Димаш, мы все переживаем моменты сильного волнения и беспокойства, от начала и до конца. Ведь это огромная ответственность. Поэтому каждый концерт, состоявшийся в каждом городе, остается в нашем сердце навсегда. Мы очень благодарны всем нашим слушателям, которые с большой любовью относятся к творчеству Димаша, приезжают на его концерты. Кому могли бы быть интересны эти концерты, если бы не было слушателя, благодарного зрителя? Ведь чувствуя сильную поддержку, искреннюю благосклонность зрителя на таких конкурсах и концертах, творческий человек растет. Димаш чувствует и видит большую любовь и благодарность своих зрителей. Это его окрыляет, благодаря этому он будет расти, развиваться и растет сейчас.
— Во время таких больших конкурсов, таких, как «Жас канат», который тоже является профессиональным конкурсом, проводимым у нас в стране, и многих других конкурсов, часто и слушатели, и музыковеды особо отмечают его классический, академический, эстрадный вокал в пении и чистый голос. Канат, Света, в последние 4-5 лет творчества Димаша мы стали замечать в его исполнении различные стили и направления, универсальность. То есть, это может быть и рок, и какие-то элементы блюза или джаза. Это надуманно создаваемая вещь, поскольку выступает на мировых сценах, или это близко ему по душе? Вообще, какие стили и направления нравятся?
КАНАТ: Если творческий человек сумел усвоить не один, а несколько стилей, то это, я думаю, большое мастерство. И надо стремиться к этому. Димаш сам старается по возможности не ограничиваться выбором только одного направления. У него нет понятия слушать песни только в одном направлении либо не воспринимать какие-то другие. Начиная с фольклора, продолжая ар-н-би, рок, фолк, и включая все другие стили до классики, он слушает, анализирует, все ему нравится. Во всех своих песнях, которые он сейчас исполняет, объединяет несколько элементов, ищет таким образом и хочет найти свое собственное направление. Для этого и голосовой диапазон, и интеллектуальные возможности Димаша достаточны. Поэтому все песни, которые он исполняет, никто ему не навязывает. Он изучает направление, в котором хотел бы спеть, выбирает то, что ему нравится и преподносит зрителю только тогда, когда пропускает его через свое сердце. Во время сотрудничества с композиторами он включает в песни свое собственное видение, свои комбинации. Поскольку сам сейчас учится в магистратуре в композиторском классе, применяя свои профессиональные возможности, в творческом союзе с автором включает к предлагаемому первому варианту что-то свое и представляет слушателю новую песню уже с элементами собственной интерпретации. Сейчас он готовит много материала в этнографическом направлении, в стиле этно-фолк, в классическом направлении, а также в стиле поп-музыка, ар-н-би. Все это будет представлено на суд слушателя в готовом, усовершенствованном виде, когда придет время.
— Сейчас проходит мировое турне, организовываются концерты. Знаю, что творческие встречи теперь будут проходить часто. С какими композиторами мирового уровня ведется работа? Знаем, что исполнил несколько произведений Игоря Крутого. Какие другие композиторы, продюсеры из франкоязычных, англоязычных, немецкоязычных стран вышли с вами на связь, предлагают свои работы Димашу?
КАНАТ: Асеке, ранее, в самом начале интервью я уже озвучивал ответ на этот вопрос, дополню еще. Работаем в России с Игорем Крутым, а также с американскими, европейскими, азиатскими композиторами. Предложений много. Все они сейчас, во время карантина перебираются, сортируются, работа идет в онлайн-режиме. Чтобы не пропустить кого-то, я не стану называть поименно. Когда будут готовы новые песни, мы и похвалим, и расскажем в своих аккаунтах, на различных информационных ресурсах, кто является композитором, с кем ведется работа. Если все будет благополучно, и эти дни настанут.
— Қанеке, еще один вопрос. Ни для кого не секрет, что ты сейчас работаешь с известными продюсерами, с продакшн мирового уровня, с большими творческими и музыкальными центрами, звукозаписывающими студиями. Во время тесного общения с такими мировыми продюсерами, не только, как с партнерами, но и как с друзьями, наверняка они интересуются искусством Казахстана. Каково твоё мнение насчет этого? Мы не смеем исключать, что Димаш дал импульс многим молодым вокалистам. Вы сами проводите конкурсы и, если говорить сравнительно, что можете сказать о новых именах в казахстанской эстраде, о молодых талантах? Насколько они развиваются? Ты бываешь в Европе, в Прибалтике, в Америке, в южно-азиатских странах. Каково наше положение, если говорить относительно?
КАНАТ: Асеке, рахмет. У каждого народа имеется свой менталитет, свои исторически сложившиеся музыкальные рамки. И музыка каждого народа сформировалась под влиянием собственного менталитета. Будь это эстрадное направление или классическое. И даже в одном классическом направлении у каждого народа есть свои особенности. Точно так же и у наших людей имеются свои музыкальные навыки, музыкальная направленность, присущие менталитету человека, выросшего в степных широтах. Искусство казахов, европейское, американское искусство, искусство азиатских стран, я думаю невозможно выделить из них одно, так как каждое имеет свою особенность, у каждого есть свои бесценные произведения, и я считаю, что нужно уметь выбрать и впитать в себя самые лучшие из них. Очень радует, что наше общение и сотрудничество с зарубежными коллегами проходит в дружеской, товарищеской обстановке. С ними можно легко делиться своими мыслями и идеями. Отвечая на вопрос каков уровень роста у нас, я бы сказал, что среди нашего подрастающего поколения очень много молодых людей, которые сумели собрать в себе самое лучшее из мировой музыки, чье будущее вселяет большие надежды и это очень радует. Наше время - это время, не имеющее границ в информационном пространстве. Есть все возможности для изучения мировых шедевров музыки. Для современной молодежи не существует каких-либо ограничений в выражении своего исполнительского мастерства. Видя амбициозные цели наших детей, которым по 12, 13, 14, 15 лет, я с одной стороны восхищаюсь, а с другой удивляюсь, насколько развиты их кругозор, интеллектуальный уровень по сравнению с нашим временем. То есть сознание и ум ребенка должны развиваться в ногу со временем. Только тогда быть эволюции, росту. Сейчас не только от нашей, но и от всей молодежи во всем мире можно ожидать много толкового. Я нисколько не сомневаюсь, что наше подрастающее поколение, имеющее большое будущее, выбрав себе из недр информационного пространства самое нужное, лет через 20-30 создаст такие шедевры, которые сыграют огромную роль в процветании всего человечества. В нашей стране, в том числе и для наших детей, есть все возможности для развития. Мы безмерно радуемся их достижениям. Поэтому можно с большой уверенностью смотреть и верить в будущее не только нашей страны, но и всего мира.
— Еще один вопрос. Во время общения, разговора, интервью с коллегами из разных стран, например, из Франции, России, Беларуси на тему искусства, в первую очередь, конечно, речь идет о Димаше, о его творчестве, о Димаше, как о явлении. У моих коллег есть один вопрос: будет ли специально сниматься фильм о Димаше? Не секрет, что о любом мастере своего дела, будь он музыкант, вокалист, актер либо режиссер, о человеке, который выступает на мировых сценах, который дает мотивацию окружающим, снимаются художественные фильмы, рассказывающие о его жизненном пути, начиная с детских лет, о его творчестве. Есть ли спрос, поступали такие предложения от мировых режиссеров?
КАНАТ: Поступало несколько предложений, но Димаш говорит — мне всего 25 лет, что я сделал такого, чтобы обо мне снимали кино, если я хотя бы лет 10 был на профессиональной сцене, если бы все, что я хотел сказать людям было бы значительным, тогда можно было бы. Согласиться на это было бы неэтичным, считает он, я тоже так думаю. Все турне, все концерты снимаются, все это будет использовано в будущем. Время покажет, не сейчас. Также поступает много предложений снять фильм не только про самого Димаша, но, чтобы Димаш снялся в фильмах в качестве актера. Посмотрим в будущем, но сейчас не время, когда можно говорить – снимайте только про меня, показывайте только меня. Только после того, как человек добьется больших успехов, поднимется на очень высокий уровень, только тогда можно говорить об этом.
— По-моему, очень правильный ответ. Здесь Ариана пишет — фильма мало, пусть в сериале снимется. Хотят много серий. Что и говорить, сейчас и у зрителей очень высокий уровень требований, изменилась психология восприятия вокала, песни, причем ежегодно меняется, всегда в состоянии роста и развития. Поэтому, в моем понимании, у зрителей есть свои продюсерские решения, видения. Например, про известную семью Джексонов был снят фильм в свое время, их же было несколько детей из одной семьи. Видимо, это было сделано после таких вопросов и пожеланий от зрителей. С одной стороны, это увеличивает количество зрителей, с другой — рассказать зрителям о детской мечте, о среде, в которой сформировался. Думаю, как ты сам и сказал, это покажет будущее. Света, здесь все время просят тебя спеть.
СВЕТА: Я заметила, что тут написали: может ли Димаш спеть «Алконыр». «Алконыр» — это одна из жемчужин музыки, одна из любимых наших песен, много певцов ее поют, для певцов это наследие, которое идет от самой Бибигуль-апа. Поэтому один куплет из «Алконыр».
— Браво! Да, действительно, народные песни - это наше достояние. Многие наши находящиеся на карантине слушатели, среди которых есть и старшее поколение, пишут здесь, что с удовольствием послушали, выражают слова благодарности. Қанеке, Света, вы оба выросли, слушая казахскую литературу. Сейчас, в условиях карантина, какую бы литературу вы посоветовали для чтения всей семьей либо нашему подрастающему поколению? Какие книги читаете сами?
КАНАТ: Мы очень любим читать. И Света, и я. Недавно я рассказывал об этом. Перечитал книгу Коллин Маккалоу «Поющие в терновнике» и еще раз мысленно окунулся в детство. В детстве я любил читать книги казахоязычных авторов Тынымбая Нурмагамбетова, Азильхана Нуршаикова, «Ұшқан ұя» (Наша семья) Бауыржана Момышулы, книги Ролана Сарсенбаева, произведения Мухтара Ауэзова, Габита Мусрепова, Мухтара Магауина. У нашей молодежи, если будут читать, есть возможность узнать о казахском характере, казахской психологии, полистать пыльные страницы истории. Также произведения мировых классиков - Виктора Гюго, Марка Твена, которых наверняка многие молодые люди уже прочитали. Если не успели почитать, то еще есть возможность поинтересоваться, пропитаться мировыми шедеврами. Также любим смотреть исторические сериалы, снятые на основе реальных событий. Таким образом, лично я считаю, что наш карантин проходит очень содержательно и красиво.
СВЕТА: Поскольку вы спросили, что нужно читать детям во время карантина, мне захотелось поделиться кое-какими воспоминаниями из своего детства. Я тоже выросла у бабушки с дедушкой, слушала их рассказы, сказки и были, я Канату рассказывала об этом. Когда впервые пошла в школу, я уже знала всю первичную программу устной литературы. Мне совсем не сложно было читать «Ер Төстік», «Керқұла атты Кендебай», поэму «Алпамыс батыр» из школьной программы, потому что я слушала и научилась читать их еще дома. Сейчас мы немного потеряли эту традицию. Рассказывать детям сказки — это нынче стало забываться. Поэтому считаем, что бабушки и дедушки должны это взять в руки. До сих пор помню, когда дедушка начинал сказку словами «ерте, ерте, ертеде, ешкі жүні бөртеде, қырғауылы қызыл екен, құйрық жүні ұзын екен» (присказка «давным-давно, когда у козы был серый пух, когда фазан был красным, а хвост у него длинным»), я всегда думала, что это за фазан, почему у него длинный хвост. Сейчас я считаю, что это было очень правильно. Пусть читают устную народную литературу, эпосы о батырах, ведь произведения мирового уровня так легкодоступны благодаря интернету, дети их читают и смотрят, но было бы хорошо уделять больше внимания народному устному творчеству, сказкам. Хотя, психология наших детей и смысл наших национальных сказок не всегда сходятся. Когда начинала рассказывать сказку маленьким Раушан и Мансуру, дети не очень понимали психологию сказок, спрашивали «почему?». Хочу предложить побольше читать устную народную литературу, казахстанских писателей.
— Отлично. Дорогие подписчики, это была методическая рекомендация от Каната и Светы Айтпаевой в условиях карантина - читать дома детям устную народную литературу, сказки и наши лиро-эпические произведения. Было много сказано пожеланий, предложений и комментариев про творчество, искусство. Поступило много предложений почаще выходить в прямой эфир, и мне шлют слова благодарности. Спасибо большое за ваши пожелания. Много спрашивают у Каната, видимо это вопросы от родителей детей, как воспитать ребенка, как развить ребенка творчески. Очень много вопросов такого плана. Это не разговор на пять минут, это требует больше времени. Вот эта фотография у меня стоит на странице, тут вы, мои друзья, совсем еще молодые. Кажется, здесь вам где-то 19-20 лет. Для меня эти молодые, окрыленные мечтой, парень и девушка ничуть не изменились. Какие у вас мечты, цели? Нам ведь уже за сорок, почти под пятьдесят. Какие ваши мечты и цели, не как у творческих людей, а как у обычного человека?
СВЕТА: Смотрим на вашу с Нургуль семью, как вы воспитываете внука, как вам помогает по дому невестка, тоже хотим такого же простого счастья. Дай бог и нам следовать по вашим стопам.
— Я хочу произнести «аминь» и поддержать. Потому что я могу путаться в цифрах, однако раз сто этот вопрос сегодня точно задали. Спрашивают, какая невестка нужна, каким должен быть ее характер? Как видите, уважаемые подписчики, сейчас Канат и Света Айтбаевы хотят радости от рождения внуков, прихода в дом невесты, как и у меня. Ведь у меня есть полуторагодовалая внучка, Света Айтбаева сама разрезала ей путы, пусть она следует примеру мамы Светы. Привести в дом невестку, рождение внуков — мечта каждого человека. Поэтому пусть ваши мечты сбудутся.
КАНАТ: Да, Асеке, говорят человек без мечты, как птица без крыльев. Человек должен всегда мечтать. Я сам, поскольку постоянно нахожусь в окружении эмоциональных, творческих людей, часто сталкиваюсь с мечтателями, я и сам отношусь к мечтателям. Я все больше убеждаюсь в том, что если человек будет думать о позитивном, говорить хорошие слова, мечтать о хорошем, они обязательно сбудутся. Поэтому всем людям, всем нашим слушателям хочу сказать: давайте мечтать о хорошем, говорить положительные установки, отправим наверх позитивные мысли, тогда все наши задуманные планы сбудутся. Всем семьям от нас со Светой хотим пожелать благополучия и радости, мирного неба над головой, много светлых и радостных дней, пусть в каждой стране будет мир, пусть сбудется все задуманное.
СВЕТА: Мы читаем все ваши комментарии здесь. Всем большое спасибо за ваши отзывы, за ваше внимание, за ваши пожелания нам, нашей семье, Асхату и его семье. Приносим извинения за то, что не успеваем всем ответить, но мы все читаем и видим.
СВЕТА: Асеке, с вашего позволения, хотелось бы выразить благодарность всем нашим слушателям, сказать до встречи и попрощаться, пока время эфира не закончилось.
— Хорошо. У зрителей только одна просьба и огромное пожелание — это такой же прямой эфир и разговор с Димашем, поэтому посмотрим, обсудим, посоветуемся на следующей неделе. Зависит от свободного времени, потому что, как нам уже сказали, хоть и находится дома, у него есть свои планы. Очень хорошие пожелания вы сказали, особенно о мечте. Если каждый человек будет лелеять свою мечту, она приведет, как и Димаша, к большим достижениям. Пользуясь случаем, хочу выразить от имени организатора сегодняшнего эфира — управления культуры города Нур-Султан благодарность вам обоим за то, что нашли время. Пусть все мечты и цели вашей семьи исполняются. Будем в здравии. До встречи!

Информация
Источник.

Перевод подготовлен Евразийским фан-клубом. Просим вас при полном или частичном копировании указывать активную ссылку на источник перевода. Репосты приветствуются.