«Этот человек несёт не просто музыку…»
ИНТЕРВЬЮ
Режиссёр Иван Кваша, разговор о съёмках клипа «Akkuym / My Swan».
Музыкальный клип Димаша «Akkuym / My Swan» занимал четыре недели подряд лидирующую позицию в HIT-QAZAQSTAN, завоевав звание «абсолютного лидера», занимает первую позицию на музыкальном канале Gakku и набрал более трёх миллионов просмотров на официальном YouTube канале Димаша.
Нас заинтересовало создание этой прекрасной работы и мы связались с украинским режиссёром клипа Иваном Квашой, который любезно согласился побеседовать с корреспондентом нашего клуба Ольгой Териков.
«У нас было всего 6 часов на съемку.»
— Каждый раз начиная новый проект и составляя приблизительную схему беседы, набрасывая интересующие вопросы и намечая последовательность разговора — поражаюсь полной непредсказуемости хода событий. Многое зависит от собеседника. С трепетом ждёшь первых слов — ведь они являются визитной карточкой твоего визави по интервью.
Три дня очень интересного общения с Иваном можно с лёгкостью описать его первой репликой: Супер!
— Вы сняли прекрасный клип и работали с Димашем, а мы о Вас почти совсем ничего не знаем, это большое упущение, которое необходимо исправить — расскажите немного о себе.
— Меня зовут Иван, я занимаюсь видеопродакшеном (производством видеоклипов) с 16 лет. В 2015 году я основал свою компанию LivelyOcean Film (LOF), основным видом деятельности которой является производство клипов, рекламы, рекламных продуктов, а так же создание имиджевых проектов. В ней я занимаюсь режиссурой и креативными решениями. Наши главные девизы — «любовь» и «мир вокруг тебя и есть ты». Компания занимается исключительно светлыми проектами. Мы не берёмся за негативные темы или те проекты которые несут за собой зло! Это важно!
— Скажите, как получилось, что именно к вам обратились с просьбой о создании клипа и был ли у Вас опыт работы в этом направлении?
— Ранее мы работали с концертным продюсером Димаша — Анной [Обоянской]! Одним зимним вечером, она позвонила мне и познакомила с творчеством Димаша. Как сейчас помню с каким восторгом она говорила о нем!

Мне прислали для ознакомления песню и мы всей нашей командой и командой Димаша начали придумывать клип! Отец Димаша [ Канат Айтбаев ] направил нас и дал основу сюжета, которую впоследствии мы начали оформлять в раскадровку. Все произошло очень быстро! Димаш прилетел с других съёмок [в Испании проходили съёмки музыкального клипа «Любовь уставших лебедей"] сразу к нам на площадку!

У нас было всего 6 часов на съемку, поскольку у Димаша очень плотный график и ему нужно было возвращаться в Казахстан. Это был потрясающий опыт. Так быстро мы ещё не снимали. Я думал это будет нереально.
Да, ранее у меня был довольно большой опыт работы в различных съёмках связанных с клипами: экстремальных, авантюрных, спонтанных и даже на первый взгляд невозможных!

С Димашем же был один из самых запоминающихся: никто не понимал как мы сможем снять клип за 6 часов. Но мы это сделали.)
В основном могу отметить то, что работать с ним было очень легко! Пока Камера готовилась, Димаш шутил и общался с командой. Но как только звучало: «Камера, мотор» — он молниеносно включался в процесс и каждую сцену мы снимали максимум со второго дубля! Он показал максимальный профессионализм и выдержку!

Его отец [ Канат ] в это время следил за каждым кадром в монитор режиссёра. Все искренне переживали и хотели добиться максимального результата в данных условиях. Команда была заряжена хорошими вибрациями — Анна следила за площадкой, я складывал картинку из кадров и эмоций, оператор предлагал решения.

В общем, все были на чеку — поскольку лишнего времени на съёмку не было совсем. Весь клип был снят в одной локации, которую мы трансформировали по ходу сценария.
— Звучит просто невероятно — 6 часов?! А ведь такая работа требует большой предварительной подготовки, я поражена!
— Мы всё заранее продумали и подготовили. В итоге весь клип был снят в одной локации, которую мы трансформировали по ходу сценария. Приехал Димаш, грим, одежда. Мы прошлись по сюжету и… вперёд!
— Кстати о локации… Она очень гармонично вписалась в сюжетную линию. Что это за здание и много ли пришлось потрудиться над его оформлением.
— Мы понимали, что времени у нас будет не особо много, поэтому было принято решение найти чистую локацию с большими окнами в которой можно будет воссоздать некую художественную мастерскую. Надо было найти площадку, которую в последствии легко будет трансформировать.

И мы нашли — заброшенный танцевальный зал в Малой опере в Киеве.

Подключили художников… Им отдельное спасибо за прекрасную работу, за то что продумали каждую деталь, каждую мелочь. И я очень рад, что в кадре мы не увидели ничего лишнего.
Надо сказать, что весь клип был снят нами ночью. Эффект рассветного утра мы сделали благодаря осветительным приборам, которые установили снаружи здания.

А когда мы превращали локацию в ночь, то просто выключали приборы с улицы и зажигали тёплый свет в помещении, тем самым подсвечивая интерьер и создавая более интимную обстановку. Ночная сцена символизировала переживания, связь, страсть и выводы персонажа.
— Должна Вам сказать, что прочла не один комментарий к клипу, где зрители отмечали, что кадры с люстрой, лежащей на полу, сняты в лучших традициях фильмов «Джеймса Бонда». Это было весьма эффектно!
— Изначально мы хотели повесить эту люстру, но наш оператор предложил: «А давайте ее на пол положим!» Мне очень понравилась его идея и мы решили стилизовать люстру на полу. Я считаю это была потрясающая идея!
— Вы упомянули о том, что Анна Обаянская познакомила Вас с творчеством Димаша, расскажите подробнее о её роли в работе над клипом.
— В данной ситуации Анна являлась полноценным продюсером в производстве этого клипа — она готовила идею, контролировала процесс по таймингу, находясь на площадке отсматривала и утверждала кадры. Далее она участвовала непосредственно в самом монтаже клипа. Анна очень трудолюбивый человек, который помогал мне творить и создавать этот клип, и который также не спал по ночам, как и я.

Очень хотел бы выразить Анне огромную благодарность за то участие, которое она принимала в этой работе.
— Я бы хотела подробнее расспросить Вас о Димаше. Итак, до того как Анна Обоянская познакомила Вас с его творчеством, слыхали ли Вы о нём?
— Да, я слышал о нем, но совсем не много, так как его стремительное развитие на тот момент было в основном на восточной стороне мира. Но теперь могу с уверенностью сказать, что его талант и энергетика нашли своё место в Украине, России, Европе, Америке. Его посыл стремительно заполняет сердца, которые были далеко от места его становления.
— Вам лично нравится то что, делает Димаш? Находят ли его творения отклик в Вашей душе?
— Мне лично очень нравится его голос. Я знаю, что любую песню он превратит в мелодичное звучание и это не может не радовать слух! Он музыкален во всех смыслах этого слова! Это не может не восхищать.

И самое важное — хочу поставить на этом акцент — этот человек несёт не просто музыку — он несёт вибрации, положительные вибрации, которых так не хватает в современном мире!
— Как хорошо Вы это сказали! Вы совершенно правы: миру не хватает добра.
Не могу не расспросить Вас о вашей первой встрече друг с другом. Расскажите, как это произошло? Какое у Вас сложилось тогда впечатление о Димаше и изменилось ли оно после этих весьма напряжённых часов работы?
— Мы встретились у нас в офисе, где я презентовал готовую идею. Все прошло тихо и спокойно: Димаш был дружелюбным и открытым. Моё мнение о нём начало складываться только тогда, когда мы начали работу.

На площадке он понимал меня с полуслова. Для режиссёра это очень большой подарок — не на каждой съёмке можно установить такой хороший контакт с актёром. Это важно! В подобных условиях всегда рождается импровизация, а это уж тем более бесценно.
Например: мольберт в кадре не должен был падать. Он упал случайно и мы оставили этот кадр, потому что это был настоящий момент и его нельзя было убирать.

Димаш часто шутил на площадке, тем самым задавая открытый, дружеский настрой. Между сценами, когда камера останавливалась, он мог непринуждённо подшутить и над собой. Все было очень гармонично. Я думаю, что после всех моих слов теперь ясно, какое впечатление оставил о себе. Димаш.
— О, да! Я прекрасно понимаю о чем Вы! Но скажите честно, Вы не опасались что работа пойдёт не так гладко? У Димаша ведь не очень большой опыт актёрской игры и из-за этого могли возникнуть сложности в работе. Как быстро он нашёл общий язык со своей партнёршей?
— Я не думал, что все будет так слажено. В процессе между партнёрами возникла синергия и все пошло очень гладко!

На съёмочной площадке мне не показалось, что у Димаша есть проблемы со взаимодействиями! Он работал как профессионал.
— Не могу не спросить: кому пришла в голову идея снять обувь с главного героя? Это момент, который сразу бросается в глаза. И конечно потрясающие крупные планы рук и выразительных глаз.
— Идея разуть главного героя была принята нами изначально на съёмочной площадке. Дело в том, что когда человек ходит босый по помещению — это означает, что он полностью открыт, ему комфортно, ему удобно. Некий такой, знаете, прямой контакт с чем-то.

Для меня это ощущение чистоты, близости и открытости как к пространству, так и к происходящему вокруг. Это и состояние души в том числе. Что могло так расслабить и расположить героя? Только то, что рядом с ним любимый человек, они занимаются любимым делом, а вокруг любимая атмосфера. Ну как в такой ситуации не быть самим собой? Не взять и не разуться, не быть открытым, не надеть простую рубашку? Знаете, это такие человеческие жизненноважные вещи.

Конечно, было бы плохо и неправильно не заметить черты лица, глаза, кисти рук. Стояла задача сделать все движения мягкими, плавными, чтобы человек смог рассмотреть и понять отношение, душу. Ведь чувства они передаются именно через такие вещи: взгляд, эмоции, прикасания, движения.

Не всегда поющая голова и крутые спецэффекты являются залогом хорошей работы.
— Вы совершенно правы. Но наблюдая за Димашем, замечаешь что он часто поёт. А как это было во время съёмок? Всё проходило в тишине или наоборот под музыкальное сопровождение? Пел ли Димаш в живую во время работы и распевался ли он перед этим?
— Задача была гораздо сложнее. Если вы помните, когда он поёт в клипе, то глядя на картинку создаётся впечатление, что поёт он очень медленно, очень мягко и плавно. Так вот, для того чтобы добиться такого эффекта, нам необходимо было писать песню в два раза быстрее. То есть буквально — он пел песню, ускоренную в два раза. Затем уже при монтаже, мы её замедляли под оригинал. Поэтому в кадре Димаш не пел во весь голос и не распевался. Ему нужно было наоборот — в два раза быстрее спеть по скорости.
— Невероятно интересный момент! Могли бы Вы ещё припомнить такие «обыденные» для Вас, как для режиссёра приёмы, но которые неизвестны и так любопытны нам обывателям?
— Знаете, самый главный приём который был по итогам съёмки — это то, что нам всё-таки удалось за шесть часов снять целый клип. И самый важный и самый крутой приём, который был воспроизведён Димашем, это то, что он с первого, максимум со второго дубля записывал всё. Я считаю, что лучшего приёма не найти на съёмках, когда вот так всё складно получается.
Единственное что могу сказать — я бы с большим удовольствием поработал с Димашем на более глобальном проекте, где можно было бы развернуться, пофантазировать, поэкспериментировать и сделать что-то большее.
— Даже не сомневаюсь!)) Я себе не совсем хорошо представляю, как Вам удалось проделать такую работу за шесть часов! Много ли пришлось потом дорабатывать? И есть ли надежда на вашу совместную с Димашем работу в дальнейшем?
— В итоге так сложилось, что весь материал который мы отсняли, был использован для видеоклипа полностью. Его было не меньше и не больше чем нужно — всё сложилось очень чётко и абсолютно всё, что было снято ушло в оригинал.
По поводу будущего сотрудничества, кто его знает — пересекаться дороги могут по-разному. Может в будущем и поработаем вместе, если какие-то идеи, мысли и желания совпадут в совместном творчестве.
Для меня это был бы ещё один интересный творческий опыт.
— Надеюсь, что ваши дороги ещё пересекутся. Скажите, а Вы ожидали такого успеха клипа? Четыре недели подряд лидирующая позиция в хит Казахстан.
— Скажу честно, я был не в курсе сколько держался в хит-парадах клип «Аккуым» в Казахстане. Вы первая, кто мне сказали об этом. Я очень рад! Это здорово!
— Спасибо большое! Мне было невероятно интересно беседовать с Вами. Вы очень светлый молодой человек, которому хочется пожелать мечтать побольше, ведь «мечты сбываются», как любит говорить Димаш…

[…] - примечания автора

Информация
Над проектом работала редакция Facebook Евразийского фан-клубa EurasianFanClub

Ольга Териков
Татьяна Батурина
Наталья Бренер
Виктория Тё

Наш клуб выражает особую благодарность Ивану Кваше за любезно предоставленные фотоматериалы.

"Полное или частичное копирование материалов ЕФК разрешается только с обязательным указанием ссылки на источник или прямой гиперссылки".
"Full or partial copying of EFC materials is permitted only with the obligatory indication of a link to the source or direct hyperlink".