16 декабря 2021 года Республика Казахстан отмечает 30-летия Независимости. В честь праздника Димаш Кудайберген, творческий центр «ДимашАли» и телеканал «Хабар» подготовили большой подарок — клип на композицию «Өмір өтер». Музыка: Ренат Гайсин Слова: Талант Арынгали.
Об истории создания клипа рассказывает информационный портал DimashNews. А мы подготовили небольшой исторический очерк о легендарных персонажах клипа, символизирующих вехи истории Казахстана.
1711 — 1781
Абылай хан — одна из самых ярких фигур в истории Казахстана. Его именем назван университет иностранных языков в Алматы, улицы в разных городах страны, установлены памятники, функционируют музеи.
Один из них — Музейный комплекс «Резиденция Абылай хана» расположен в г. Петропавловске.
Абылай хан был выдающимся государственным деятелем, храбрым полководцем, дальновидным политиком. Все свои силы он отдавал укреплению Казахского ханства. Абылай хан сумел объединить силы Казахского ханства, превратив его в мощное военное государство. Вел свою политику в соответствии с геополитическим положением ханства, находящегося между империями — Россией и Китаем.
Абылай хан известен также как талантливый кюйши*, который хорошо знал и любил фольклор казахского народа. Он является автором ряда известных песен. До нас дошли около двадцати его кюев. Многие из песен отобразили общественно-политическую ситуацию того времени: «Ақ толқын», «Бұлан жігіт», «Дүние қалды», «Жетім торы», «Қайран елім», «Қара жорға», «Майда жел», «Шаңды жорық».
Известный ученый-историк Шокан Уалиханов в одном из очерков рассказал об истории создания кюя «Жетім торы». Во время Пыльного похода пал Батыр Баян. Его гнедой конь не покорился врагу и вернулся в стан казахов. Абылай хан начал формировать отряды, чтобы выступить в поход. А конь, пробив ряды, встал на то место, которое было положено погибшему батыру. Абылай хан, посмотрев в глаза животного, прослезился. «Бедный конь, лишившись хозяина, ты стал сиротой, как и я, стал им, потеряв своего батыра», — произнес Абылай хан. После возвращения из похода правитель сочинил этот кюй.
*Кюйши — в буквальном смысле означает «исполнитель кюйев». Кюй — казахская народная инструментальная пьеса, исполняемая главным образом на домбыре. Кюй воплощает многолетнее народное творчество и отражает различные проявления природы в музыкальной форме.
1845 — 1904
Абай — великий казахский поэт, писатель, композитор, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы и казахского литературного языка, реформатор, просветитель и философ.
Абай — мировая личность. Его имя давно известно за пределами Казахстана. Он — мудрый мыслитель и выдающийся поэт, настоящий ученый. Его поэзия возвеличивает любовь и сострадание к людям, призывает человечество к борьбе против темноты и невежества. Стихотворения «О, казахи, мой бедный народ» и другие пронизаны глубоким философским смыслом. Абай воспевал женщину-мать как опору семьи, боролся за равноправие женщины в обществе. В стихах «Көзімнің қарасы» и других воспевается сила любви и красота женщины. Сюжеты поэм «Масгуд» и «Искандер» построены на переосмысленных мотивах восточной классической литературы.
Знаменитым произведением Абая стала прозаическая поэма «Қара сөз» («Простое слово»), состоящая из 45 кратких притч или философских трактатов. В этих «Назиданиях» поднимаются проблемы истории, педагогики, морали и права этнических казахов. Произведение переведено на многие языки мира.
Абай Кунанбаев способствовал распространению русской и европейской культуры среди казахов. Характерна история стихотворения «Қараңғы түнде тау қалғып» («Горы дремлют в тёмной ночи»), ставшего народной песней. Гёте написал «Wanderers Nachtlied» («Ночную песню странника»), Лермонтов переложил её на русский язык («Горные вершины спят во тьме ночной…»), а спустя ещё полвека Абай Кунанбаев передал её содержание на казахском языке.
Абай был также композитором. Он создал около двух десятков мелодий, которые популярны в наши дни. Некоторые свои стихи Абай Кунанбаев переложил на музыку, а песня на его стихи «Көзімнің қарасы» («Ты зрачок глаз моих») стала народной.
Абай отличался от своих современников мировоззрением, глубокими и взвешенными мыслями, мудростью. Он был защитником казахского народа. За великим поэтом осталось бесценное наследие, духовное богатство, которое передавалось от поколения к поколению.
В 1995 году во всем мире под эгидой ЮНЕСКО широко праздновалось 150-летие Абая. А в 2020 году Постановлением Правительства Республики Казахстан 10 августа объявлен Днем Абая.
Для Димаша Кудайбергена, как и для многих казахстанцев, личность Абая является знаковой и играет большую роль. В интервью DimashNews Димаш рассказал, что топ его любимых книг открывает легендарный роман «Путь Абая» Мухтара Ауэзова, состоящий из 4 томов.
«В этом романе нам в полной мере раскрывается образ великого Абая, его жизнь, человеческие ценности и искренняя забота о своем народе. Это действительно великое произведение, которое хранит в себе древние казахские обычаи и традиции, а также учит нас быть неравнодушными к бедам своих соотечественников», — поделился Димаш.
В 2019 году в преддверии празднования 175-летия поэта и мыслителя Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев открыл эстафету исполнения произведений великого Абая. Эстафету президента принял Димаш Кудайберген и передал ее акиму Актюбинской области — Ондасыну Сейиловичу Уразалину, Народному артисту Российской Федерации Игорю Яковлевичу Крутому, и своим Dears.
Димаш прочел стиxотворение, которое Абай посвятил своей второй любимой жене Айгерим.
Қақтаған ақ күмістей кең маңдайлы
Аласы аз қара көзі нұр жайнайды.
Жіңішке қара қасы сызып қойған,
Бір жаңа ұқсатамын туған айды.
Маңдайдан тура түскен қырлы мұрын,
Ақша жүз, алқызыл бет тіл байлайды.
Аузын ашса, көрінер кірсіз тісі,
Сықылды қолмен тізген, қайнайды.
Сөйлесе, сөзі әдепті, әм мағыналы,
Күлкісі бейне бұлбұл құс сайрайды.
Словно месяц, изогнутый в небе ночном,
Отливает сверкающий лоб серебром.
Свет струится из черных, как полночь, очей,
Брови вскинули иссиня-черный излом.
Нос точеный ее легок, узок и прям.
Розов отсвет ланит — удивленье очам,
Сердце, видя улыбку, пьянеет, когда
Блещут зубы, подобные жемчугам.
Речь нежна и умна — тонкий лепет ручья,
Смеx заливчато длится, как трель соловья.
Перевод Р. И. Рождественского
1861 — 1955
Дина Нурпеисова — известный казахский композитор, кюйши, ученица Курмангазы, народная артистка Казахстана.
Дина с детства так хорошо исполняла кюи Даулеткерея, Мусирали, Узака, Аликея, Туркеша, Есжана, Байжумы, Баламайсана и других, что ее прозвали «девочкой-домбристкой». Слава о ней разнеслась так далеко, что сам Курмангазы приехал послушать ее исполнение и стал ее наставником.
В своем творчестве Дина чутко откликалась на все события, волнующие народ и происходящие в ее жизни. Выдавая ее замуж, отец подарил дочери коня с отметиной на лбу, так создан кюй «Қара қасқа ат». Мелодичные кюи Дины созданы под впечатлением радостей материнства. Опираясь на своих наставников, Даулеткерея и Туркеша, она написала кюи «Бұлбұл», «Жігер», «Байжұма». В честь своих родственниц по мужу создан кюй «Кербез». Кюй «Он алтыншы жыл» Дина Нурпеисова создала, когда сына Журымбая в 1916 году призвали в армию по царскому указу; в честь дорогих друзей создан кюй «Қосалқа», в честь любимого сына Коныра — кюй «Әсем қоңыр».
Все эти кюй созданы в особенном, характерном для нее, стиле. Кюи Дины Нурпеисовой в большой мере способствовали развитию казахского инструментального искусства. В советский период она продолжала творческую деятельность, выражая через музыку свои мечты, пожелания, надежды. Несмотря на возраст, в честь 20-летия Казахстана, она создала кюй «Тойбастар», в годы Отечественной войны кюи «Ана бұйрығы», «Жеңіс».
Подлинная жемчужина народного искусства, Дина Нурпеисова воплотила в себе лучшие черты народного гения. Всю жизнь она совершенствовала свою игру, достигнув того высочайшего мастерства, которое позволяет, по словам очевидцев, говорить о её непревзойденной домбровой технике. Сочинения Дины стали классикой казахской домбровой музыки.
В начале ХХ века в Казахском крае Российской империи колониальный характер управления вызвал среди умов многих просвещенных казахов идеи защиты населения от произвола властей. На основе чего было создано движение «Алаш», получившее свое название от имени мифического Алаш-хана. В этом имени были воплощены идеи объединения всех казахских земель и мечта о казахской независимости — основном инструменте в системе защиты национальных интересов.
Мысль о создании политической организации была развита в выступлениях и деятельности Алихана Бокейханова и других видных деятелей культуры Степи.
1870 — 1937
Выдающийся общественный и государственный деятель, ученый, основатель и руководитель первой казахской политической партии.
В детстве обучался арабскому у муллы, следом русскому в начальной школе, далее такое стремление к образованию взяло продолжение в обучении в Омске и Петербурге, окончил факультет экономики, приводятся данные о том, что параллельно изучал юридическое дело. После окончания стал преподавателем математики.
Поработал в редакции газеты «Степной край», работал с российскими учеными в экспедициях по исследованию географии Казахстана, знакомил их с личностью Абая Кунанбаева. Работал с А. Байтурсыновым и М. Дулатовым в одной редакции, доверительные отношения с которыми перешли в дружбу.
Как и многие другие представители казахской интеллигенции того времени, он придавал большое значение образованию, грамотности. Строго критиковал безграмотность и вытекающие из нее последствия. Ощутив вкус и возможности, которые дает образование, он хотел передать эти стремления и другим.
Он является автором многих очерков и статей по разным тематикам: экономика, литературоведение, лесоведение, сельское хозяйство, история, этнография, литература и фольклор, которые были публикованы в казахских и российских изданиях.
1885 — 1935
Известный казахский писатель, поэт, общественный деятель, педагог, который большое значение придавал разностороннему развитию личности, как своей, так и подрастающего поколения. Наряду с родным языком, с детства изучал арабский, русский языки, что привело к увлечению писательством и поэзией.
В 1904 году переехал в Оренбург, где произошло знакомство А. Байтурсыновым и А. Бокейхановым, и их дальнейшее сотрудничество. Он автор первого романа на казахском языке — «Бакытсыз Жамал», поднимающую тему прав женщин, выпустил собрание стихов «Азамат» («Гражданин»), литературно-публицистическую книгу «Терме» (назидания в музыкально-поэтической форме), так же занимался переводом на казахский трудов Пушкина, Лермонтова, Шиллера и Тукая.
В сфере общественной деятельности являлся активным участником различных инициатив того времени, например, по поручению А. Байтурсынова поехал в Минск для того, чтобы подбодрить соотечественников, находившихся в тылу, организовал фонд «Жанар» для помощи пострадавшим в Первой Мировой Войне.
1872 — 1937
Казахский поэт, публицист, основатель казахского литературоведения, основатель казахского алфавита на кириллице и в целом исследований казахского языка, педагог, общественный деятель. Наряду с родным языком, владел русским, арабским. Большое внимание придавал образованию, знаниям, инициативности. Плодом его приверженности к идее образования, грамотности явился сборник «Маса» .
В своем творчестве придавал большое значение трудам Абая, желая возродить и распространить его идеи среди молодежи, наряду с этим занимался исследованием понятия «литература» в казахской устной и письменной культуре, результатом являлась работа «Әдебиет танытқыш», как основатель и исследователь в сфере казахского языка выпустил труд «Оқу құралы» («Учебник»).
Так же занимался переводческой деятельностью, среди его переводов произведения Крылова, Хемницера, Пушкина, Надсона.
1925 — 1944
Алия родилась 25 октября 1925 года в Актюбинской области, очень рано осталась без родителей и воспитывалась в семье своего дяди Аубакира Молдагулова. Когда Алие было 10 лет, семья дяди переехала в Москву, а через несколько лет в Ленинград.
После окончания 7 класса Алия подала заявление с просьбой отправить ее на фронт добровольцем и вскоре поступила в Центральную школу инструкторов снайперской подготовки. В снайперской школе Алия была награждена именной винтовкой с надписью «От ЦК ВЛКСМ за отличную стрельбу».
В феврале 1943 года курсантки группы, в которой была Алия, приняли военную присягу, а в июле 1943 года Алия вместе с однокурсницами была направлена снайпером в 54-ю стрелковую бригаду (22-я армия). На фронте Алия Молдагулова проявляла исключительное бесстрашие, она не только била фашистов, но и выносила с поля боя раненых и оказывала им первую помощь.
14 января 1944 года во время одной из атак на противника в Новосокольническом районе Алия Молдагулова встала во весь рост и крикнула: «Братья, солдаты, за мной! «. Алия была ранена в руку осколком мины, но продолжила участвовать в рукопашном бою. В ходе боя Алия Молдагулова была смертельно ранена немецким офицером. Она успела его уничтожить, но рана оказалась смертельной…
4 июня 1944 года Алие Нурмухамбетовне Молдагуловой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В честь Алии названы улицы в Нур-Султане, Караганде, Актобе, Москве, Санкт-Петербурге. На месте её гибели в городе Новосокольники построен мемориальный комплекс.
Песню, посвященную Алие, Димаш исполнял с самого детства. И всегда приводил в пример подвиг молодой бесстрашной девушки.
9 мая 2020 мая вместе с другими артистами Казахстана Димаш записал песню «Алия».
Смотрите клип на композицию «Өмір өтeр» на канале Димаша.
Материал подготовлен Евразийским фан-клубом Димаша Кудайбергена (ЕФК).
Полное или частичное использование разрешается с указанием гиперссылки на ЕФК. Прямые репосты приветствуются.