Школа вокала «Bel Canto» под руководством Усена Инкарбекова в г. Таразе, Казахстан представляет аналитическую статью о феномене Димаша Кудайбергена.
Друзья, в последних статьях мы с вами рассматривали высокие мужские голоса, такие как контратенора. В связи с этим многие, что вполне очевидно, могли бы заключить, что и наш талантливейший земляк, Димаш Кудайберген, тоже — контратенор. Но, это не совсем так. На самом деле Димаш — певец уникальный и назвать его «только» контратенором, было бы не совсем верно.
Димаш все еще считается молодым и начинающим певцом, ему многое еще предстоит сделать и пройти! Но он уже пробует себя в разных направлениях и жанрах, ищет себя, свой собственный путь и свой способ самовыражения в музыке. А потому, можно с уверенностью сказать, что нас ожидают большие творческие перемены и неожиданные открытия!
Так каким же голосом поет Димаш? В природе иногда встречаются певцы, у которых невозможно с первого раза точно определить тип голоса, по крайне мере, многие педагоги могут в этом затрудняться. Это связано с тем, что у певца может быть очень богатый и большой голос, с обширным диапазоном и разнообразными красками. Например, певец может быть от природы тенором, но его голос настолько тембрально богат, что специалисты могут неверно классифицировать его как баритон или даже бас! Чем богаче голос, тем больше красок он имеет.
Такой певец, действительно, может петь баритоном или даже басом, но, все-таки природа в итоге возьмет свое, его голос естественным образом будет стремиться вверх и неестественно звучать в нижнем регистре. И если певец так и продолжит петь «не своим голосом», то это приведет к вокальной деградации. Такие великие оперные певцы, как Энрико Карузо и Василий Третяк, благодаря богатству своего голоса, тоже, пели как басы: Э. Карузо приходилось в начале своей карьеры петь басовые партии, а В. Третяк, так вообще, начинал свою карьеру как бас. Но от природы они были — драматическими тенорами. И если бы наставники вовремя не определили их будущие задатки, то кто знает, возможно, их карьера закончилась бы гораздо раньше.
Про Димаша можно было бы сказать то же самое — он от природы обладает довольно обширным диапазоном и его голос не ограничивается только одним из ее типов, а также, не поддается традиционной классификации. Можно сказать, что Димаш — обладатель «нескольких голосов», но только не академического, а эстрадного плана, и в отличие от «традиционного певца», который поет «одним» голосом на всех регистрах (в нижнем, в середине и в верхнем), то Димаш разными голосами в разных регистрах: внизу эстрадный баритон, далее переходящий в тенор, а на верхах — плотный сопрановый фальцет (тот самый контратенор), а также микст и свист.
Димаша невозможно подвести под рамку конкретного и определенного голоса, нельзя сказать что он «только» тенор, баритон или контратенор. В его голосе имеются «разные» качества от «разных» голосов — и в этом и есть его уникальность и непохожесть на других. Если традиционный певец поет «одним» голосом на всех регистрах, то Димаш поет разными голосами в разных регистрах. В итоге мы можем сказать, что голос Димаша — это редкий дар природы, а также результат большого труда и кропотливой работы над ним.
Кстати, заодно хотелось бы поднять и тему жанра, в котором поет Димаш. Некоторые люди почему-то считают Димаша оперным певцом. Но, говорить так было бы не совсем грамотно. Когда к нам приходят новые ученики на прослушивание, то часто от них можно услышать что-то вроде: «Хочу стать оперным певцом, как Димаш». Но, друзья, как бы это обидно не прозвучало для вас и для всех поклонников, но Димаш — это прекрасный певец в жанре сlassical crosover (классический кроссовер), который умело сочетает в своем творчестве элементы эстрадной и классической музыки, это новый жанр, который зародился не так давно и в наше время обретает очень большую популярность. Но называть Димаша оперным певцом — не совсем верно.
Димаш, возможно, мог бы стать оперным певцом, но в классическом искусстве существуют свои строгие эталоны и требования к вокалу. Чтобы Димашу стать оперным певцом, ему для этого придется переучиваться и учиться петь «одним полноценным» голосом на всех pегистрах, отучаться от эстрадной манеры, а также завладеть вокальной техникой, необходимой для выступления на оперной сцене. То есть в итоге, ему придется — потерять свою самобытность и уникальное звучание голоса. Димаш так прекрасно и органично смотрится в жанре классический кроссовер, он так легко и искусно сочетает эстрадную и академическую манеру исполнения, что для него лучше было бы не переучиваться, а оставаться таким, какой он есть: таким уникальным, самобытным и не побоимся этого сказать, единственным в своем роде певцом с такими необыкновенными вокальными данными!
Оперное искусство вогнало бы Димаша в строгие академические рамки и требования, тогда как Димаш и его уникальный голос, и его потребность выражать себя — не потерпели бы никаких правил и ограничений. Так здорово, что он — свободный художник, могущий выражать себя так, как он чувствует и как хотел бы! Дорогой Димаш, оставайся таким же единственным и неповторимым в своем роде! С уважением, Bel Canto.