Курмангазы Сагырбайулы — выдающийся казахский домбрист и композитор. В его творческом наследии около 60 кюев. Он воспевал жизнь казахского народа и постиг его душу. Поэтому и в наши дни музыкант пользуется заслуженным уважением потомков.
Курмангазы появился на свет в 1818 году на территории нынешнего Жангалинского района Западно-Казахстанской области.
Две знаковые встречи определили его музыкальную судьбу. Когда Курмангазы было 8 лет, в его аул приехал Узак — знаменитый народный исполнитель. Встреча оказалась судьбоносной для мальчика. У него в душе навсегда поселилась страсть к музыке и желание играть на домбре. Следуя за мечтой, Курмангазы покинет свой аул, когда ему исполнится 18 лет. Он станет странствующим музыкантом. Вторая встреча произойдет много лет спустя. В 1862 году встретятся два великих музыканта — Курмангазы и Даулеткерей. Оба получат бесценный опыт от общения друг с другом и создадут новые произведения.
Курмангазы унаследовал великолепную музыкальную память от матери Алки. Благодаря этому дару он смог легко перенимать знания у известных народных кюйши своего времени.
У великих музыкантов не бывает легкой судьбы. Много испытаний выпало и на долю Курмангазы. Он стал свидетелем народных восстаний, природных катастроф, жертвой несправедливости. В 1857 году власти обвинили его в конокрадстве и посадили в каземат. В суде рассмотрение дела затягивалось, и музыкант бежал из-под стражи. Существует предание, что осуществить побег ему помог надзиратель. Последнего до глубины души тронула музыка Курмангазы. После долгих скитаний в 1864 году музыкант вернулся в родные края. Его снова арестовали, но к тому времени в Российской империи произошла судебная реформа, изменилось законодательство, так что обвинения с Курмангазы сняли. В 1866 году его выпустили из заключения.
В 1880-х годах музыкант поселяется недалеко от Астрахани. К тому времени у него появляются ученики, которые постигают его мудрость и талант, а известные домбристы исполняют его произведения. Великий композитор скончался в 1889 году. Его похоронили на территории села Алтынжар, которое расположено на территории современного Володарского района Астраханской области в России.
Кюи Курмангазы очень разнообразны по содержанию. Среди них специалисты выделяют несколько групп:
Кюи, которые передают настроение или впечатление композитора.
Это, например, «Балбырауын» («Медовый настрой»), «Адай», «Машина» и ряд других.
Произведения, посвященные историческим событиям.
Так, кюй «Кишкентай» («Меньшой») повествует о восстании Мухамбета Утемисова и Истая Тайманова в 30-х годах ХІХ века на территории Букеевской орды, откуда был родом композитор. «Кобик шашкан» («Бушующий вал») рассказывает о наводнении 1879 года в Приморском округе, свидетелем которого был Курмангазы.
Автобиографические кюи
«Ертен кетем» («Завтра ухожу»), «Пабеске» («Повестка»), а также «Турмеден кашкан» («Побег из тюрьмы») описывают события из жизни известного домбриста.
Несколько произведений Курмангазы посвятил Алке — матери, которая его поддерживала в тяжелые моменты жизни.
Среди них самые известные — кюй «Кайран шешем» («О, моя мать!») и «Аман бол, шешем, аман бол!» («До свидания, мама, до свидания!»).
В 30-е годы ХХ века исследователи обратили внимание на творчество Курмангазы, стали собирать и изучать его кюи. Тогда же был создан оркестр Курмангазы — первый домбровый коллектив в истории казахской музыки, который исполнял произведения великого кюйши.
Народ Казахстана свято хранит память о великом домбристе Курмангазы Сагырбайулы, а произведения великого кюйши и в наши дни считаются шедеврами народной музыки, которые вдохновляют различные поколения казахов.
И, конечно же, давайте послушаем кюй Курмангазы «Адай» в исполнении Димаша и ансамбля домбристов на концерте «Бастау»: