В былые времена родители юноши заранее подыскивали ему невесту. Зачастую семьи, хорошо знающие и уважающие друг друга, договаривались стать сватами ещё до рождения детей. Этот уговор именовался бел құда — сватовство до рождения. Иногда детей могли сосватать ещё с колыбели — бесiк кұда.
Также родители могли искать невесту сыну юношеского возраста.
Это происходило так: человек со стороны жениха приходил в дом, где им приглянулась девушка, для того, чтобы узнать, какого рода девушка (как известно родственные отношения у казахов учитываются до седьмого колена), не сосватана ли она с детства за кого-то другого, подходят ли семьи друг другу по статусу.
Иногда человек, женивший сына на дочери свата, сам выдает свою дочь за сына своего свата. Их так и называют
қарсы құда — взаимный сват. Люди, продолжившие свое сватовство, то есть, ставшие дважды сватами, называются сүйек жаңғырту, это значит, что род продолжился, укрепился.
Также могли осуществляться браки между родами. Например, если у семьи уже имеется старшая невестка из определенного рода, то для младшего сына могут подыскать невестку из того же рода, что и старшая невестка. Это называется
құда жаңғыру, то есть, укрепление или продолжение рода.
Если обе стороны удовлетворены всеми надлежащими условиями, то сторона жениха просит разрешение на сырға салу и құдалық. И далее обговариваются последующие действия согласно традициям. Всё это относится к обычаю
қыз айттыру, значит, эта девушка уже чья-то нареченная.