Концерты в Нью-Йорке и Мехико прошли на очень высоком уровне – Канат Айтбаев
На прошлой неделе Димаш Кудайберген выступил в знаменитом Madison Square Garden в Нью-Йорке и в Мехико, столице Мексики, в рамках своего мирового турне Stranger. Мировые СМИ сообщают о двух концертах в Мехико, билеты на которые были быстро распроданы.
Мы поговорили с отцом Димаша, Канатом Айтбаевым, руководителем творческого центра «Димаш-Али». Пока мировые и отечественные СМИ писали о концерте, мы попытались заглянуть за кулисы.
Мечта сбылась
— Канат Кудайбергенович, мы видели в социальных сетях, что концерты в Нью-Йорке и Мехико прошли с большим успехом. Конечно, за этим стоит огромная работа, о которой мы не знаем. Выступить в Madison Square Garden — большая мечта для артиста…
— Да, для артиста эта сцена очень известная, кульминационный момент. Ведь именно здесь выступали многие звёзды мировой музыки, включая Майкла Джексона, Лучано Паваротти, Андреа Бочелли, Мадонну, Элвиса Пресли, Элтона Джона и других. Димаш мечтал дать здесь концерт с самого детства. Позже он поставил перед собой конкретную цель и включил это в свой план.
Подготовка длилась 8−9 месяцев. Была окончательно утверждена программа выступления, подписан договор с американской компанией — организатором концерта. Димаш внёс новый контент, новые песни в программу «Stranger», которая стартовала в Казахстане, дополнил режиссуру. Затем мы начали рекламную работу.
Технический и творческий состав нашей команды, участвующей в концерте — интернациональный. Среди них, помимо нашей казахстанской молодежи, есть граждане Испании, Германии, Кубы, России, Украины и Китая. Димаш был на связи с творческой группой удалённо, онлайн. Он был с командой в Алматы и Астане, тесно сотрудничая. Когда приближалось время концерта, вся команда собралась в Астане и репетировала.
Разница во времени между США и Казахстаном довольно большая. Пока здесь солнце садится, у нас оно встаёт. Организму человека нужно время, чтобы привыкнуть. Димаш и его ассистенты вылетели 30 сентября, а остальные 44 человека прибыли 3 октября.
Мэдисон Сквер Гарден — это место, где каждый день проходят мероприятия. Мы были там 5 октября и пережили много волнующих моментов перед началом концерта. Ведь нам предстояло выступать от имени страны на самой известной сцене мира. Иногда возникают различные организационные сложности. Но мы стараемся не показывать этого Димашу. Ведь он и так очень волнуется перед любым концертом. В самом начале концерта он сосредотачивается, собирается и находится в полной готовности.
В фойе Madison Square Garden висят фотографии всех звёзд, которые здесь пели. В конце было написано: «Сегодня выступит Димаш Кудайберген». Мы были в восторге, когда на электронном табло вокруг концертного зала появилось сообщение: «Димаш, добро пожаловать в Madison Square Garden».
У Димаша была давняя мечта — начать свой концерт на сцене Madison Square Garden с исполнения Государственного гимна Казахстана. Это было заранее согласовано с организаторами. Согласно международному протоколу, сначала прозвучал Государственный гимн страны-организатора, а затем — Государственный гимн Казахстана. Сначала бэк-вокалист нашей команды Расул Усманов объявил: «Дамы и господа, встаньте. Сейчас будет исполнен Государственный гимн Республики Казахстан». Зал взорвался аплодисментами. Когда заиграл клип Димаша из Акорды, все встали. Когда зазвучал припев гимна, я увидел, как все поют в унисон, независимо от национальности и расы, и моё сердце наполнилось радостью, словно вся история нашего народа прошла перед моими глазами.
Шамши Калдаяков и Жумекен Нажимеденов написали эту песню примерно в возрасте Димаша. И вот ещё один сын казахского народа, гражданин независимого государства, выступает на одной из самых больших сцен мира. На большом экране развевается наш Голубой флаг. Мы были рады видеть особый восторг публики после окончания гимна. Это было как знак успеха концерта.
Как только началась песня «Golden», зал подхватил её. На концерте Димаш пел на казахском, русском, английском, итальянском, китайском и испанском языках, в разных жанрах. Некоторые песни были его собственными.
Удивительно, но на каком бы языке он ни пел, публика подпевала ему. Помимо известных композиций зрители в зале подпевали «Тау ішінде» Сакена Сейфуллина, «Ұмытылмас күн» Димаша на стихи Орала Байсенгира и «Махаббат бер маған» Айгуль Бажановой на стихи Мунайдара Баймолды.
У Димаша есть целый композиционный мир под названием «Hystory of One Sky». Сложнейший реквием, который длится 13 минут. Когда он впервые исполнил его, у меня защемило сердце и навернулись слёзы на глаза. Позже он значительно доработал его и представил на обсуждение публики.
На земле так много людей. Каждый хочет жить счастливо. Каждый хочет, чтобы его родители и потомки жили в мире. Существует так много религий, ведущих людей к добру. Но почему же так много кровопролития? Почему кто-то теряет отца, кто-то мать, а кто-то ребёнка? Рай — один, место, где мы живём — другое, Земля — другая, почему мы не можем жить в мире? В этом смысл композиции! В ней есть мусульманский призыв к молитве, колокол христианской церкви, звуки буддистов, а также мечты и стремления всего человечества. В конце контента на экране появляются слова лидеров традиционных мировых религий, призывающих к миру. Когда эта композиция прозвучала и закончилась, тысячи слушателей встали со своих мест и долго аплодировали. Я заметил, что у некоторых из них на глазах были слёзы. Вот она, сила музыки!
После концерта поприветствовать и поздравить Димаша пришли послы 15 стран в США. Приятно видеть, как представители даже враждующих стран стоят бок о бок и поздравляют друг друга.
В детстве Димаш говорил: «Я хочу петь на больших сценах перед тысячами зрителей». Он осуществил ещё одну свою мечту, выступив на самой знаменитой сцене мира.
Моменты в Мехико
— Были ли изначально запланированы два концерта в Мехико?
— Мы изучаем информацию о Димаше по всему миру. Мы заметили, что в Латинской Америке к его творчеству очень большой интерес. Затем мы запланировали концерт в Мехико, столице Мексики. Организаторы согласились на знаменитую 10-тысячную сцену Auditorio Nacional и сообщили, что когда билеты поступили в продажу, они были раскуплены в короткие сроки.
В связи с высоким спросом нам поступило предложение провести ещё один концерт. Посоветовались с Димашем, он с радостью согласился. Получив наше согласие, организаторы продали билеты на 15-тысячную сцену Дворца спорта и сообщили, что они также были быстро раскуплены.
Мехико принял нас очень тепло. Как только мы приземлились в аэропорту, мы почувствовали тепло тысяч зрителей. Люди были очень дружелюбны и приветливы. Как только начался первый концерт, один из наших сотрудников вышел и сказал, что толпа скандирует: «Оле, оле, Димаш, Казахстан». Возможно, именно энтузиазм тех, кто пришёл на стадион чуть позже, вдохновил концерт.
— Димаш, казалось, был особенно взволнован этим концертом. Правда?
— Да. Энтузиазм мексиканской публики вдохновил его по-особенному. В стоге сена не было места иголке. Некоторые подготовили тексты песен, один за другим, в блокноте. Какая бы песня ни начинала звучать, они подпевали. Их танцы были потрясающими. Это было место, где встречались разные культуры, и их энергии были разными. И тут Димаш по-настоящему засиял. Он даже впервые экспромтом спел знаменитую испанскую песню «Besame Mucho». На этом сюрпризы не закончились. Один из зрителей бросил на сцену мексиканский флаг. Флаг не должен был лежать на земле, поэтому Димаш тут же поднял его обеими руками и помахал им. В этот момент другой мексиканский зритель бросил на сцену казахский флаг. Я очень нервничал. Ведь когда Димаш развертывает мексиканский флаг и размахивает нашим, зрителям это нравится. В какой-то момент он подозвал Мансура, который снимал видео в том же месте, и дал ему подержать мексиканский флаг. Затем он опустился на колени, поцеловал наш флаг и поднял его высоко. Мексиканцы встали и выразили своё почтение. Я был в восторге, увидев, как мои два сына держат флаги обеих стран.
Второй концерт, состоявшийся днём позже, также прошёл на очень высоком уровне.
В целом Мексика мне очень понравилась. Улицы чистые, люди дружелюбные. Отдельно хотим поблагодарить посольство Казахстана в Мексике за поддержку.
На этих концертах Димаш представил свою новую работу «Самғау». Похоже, публике она понравилась.
— Выступать за границей непросто, особенно на сцене номер один в мире, такой как Madison Square Garden. К тому же перевозить 44 человека в команде — задача не из лёгких…
— Конечно. 44 человека — это, прежде всего, граждане каждой семьи. Поэтому их безопасность превыше всего. Потом, каждый из них — сильный специалист в своей области. Специалист должен заниматься только своим делом. А все остальные организационные вопросы — это забота творческой группы «Димаш-Али». Мы добросовестно выполняем свой долг.
— Доброта Dears была заметна…
— Мы очень благодарны Dears, которые встречают нас с особой теплотой, куда бы мы ни отправились. Мы чувствовали их безграничную любовь и в этой поездке. К сожалению, у меня не было возможности встретиться и пообщаться с ними. Света была на встрече в Мехико и была особенно впечатлена.
— Будет ли продолжен тур «Stranger»?
— Да, до конца года состоятся концерты в Барселоне, Лондоне, Берлине, Риге, выступление в Ханое. А с нового года мы начнём новую программу.
После концерта
— Мы заметили, что на зарубежных концертах Димаша его всегда сопровождают члены семьи. Вопрос: какое у него настроение перед концертом? Верит ли он в какие-нибудь приметы?
— Каждый концерт начинается с моего благословения. Он тоже его ждёт. «Да пребудет с тобой Бог, да поддержат тебя духи предков, и пусть твой концерт будет успешным. Пусть тебя полюбит и примет народ», — говорю я. Он выходит на сцену, говоря «Аминь».
Концерт состоит из нескольких частей. Когда одна часть заканчивается и он уходит за кулисы, он ищет нас, Свету и меня, глазами. В этот момент он превращается в маленького ребёнка, а не в солидного мужчину, известного певца. Он прикладывает руку к горлу и спрашивает взглядом. «Как мой голос?» — спрашивает он. Мы показываем большие пальцы и подаем знаки. Нам сложно общаться вслух, мы общаемся жестами и понимаем друг друга с полувзгляда. Он полностью контролирует концерт: даёт короткие и чёткие указания, например: «С этой стороны нужно немного убавить громкость», «Я не слышу другую сторону», а затем начинает готовиться к следующей части.
Тёплое слово родителей, даже радостный взгляд — словно крылья. А братья и сестры — словно два крыла. Вообще, дома я всегда говорю своим детям: «В вас 50 процентов крови отца, 50 процентов — матери. И вы на 100 процентов родственники. Нет человека лучше, чем вы друг для друга».
Раушан, говорящая на нескольких языках, берёт на себя подсказки во время концертов. Это очень важно для многоязычной команды. Где бы ни была маленькая подсказка, она тут же её передаёт.
Абильмансур — ребенок, впервые вышедший на сцену на концерте Димаша в Алматы. Теперь он начал представлять свои произведения публике. Димаш как профессионал высоко оценивает его искусство: «В его возрасте я не мог так глубоко понимать музыку, как он, и играть на инструментах так же хорошо, как он». Он также сказал это на концерте в Мехико.
Теперь, пока старший брат переодевается, Мансур выходит на сцену выступать перед публикой.
Димаш выкладывается на концерте на все сто. Видеть его таким измученным, но счастливым — для нас огромная радость. Он подходит к нам и обнимает. Сердце колотится, всё тело трясётся. Он такой вспотевший, что хочет раздеться. Нелегко петь и бежать по сцене три часа. Например, на концерте в Астане площадь сцены была 80 метров. «Я пробежал марафон за 3 часа…» — смеётся он потом.
Обычно после концерта мы сначала благодарим команду. Потом вся семья остаётся наедине и пьёт чай. Обсуждаем концерт. Потом все расходимся по своим комнатам. Я знаю, что Димаш долго не может сомкнуть глаз. После таких переживаний невозможно сразу заснуть.
— Сейчас появились мнения, что Димашу нужна государственная защита. Что вы думаете по этому поводу?
— Мы говорил и об этом с ним самим. Когда он уезжает за границу, ответственность за безопасность певца берёт на себя организатор. «А в Казахстане каждый гражданин — мой защитник», — говорит Димаш.
— Каждый концерт Димаша привлекает публику со всего мира. Говорят, то же самое было и в Нью-Йорке, и в Мехико. Есть ли вообще статистика, в какой стране больше всего людей приходит на его концерты?
— Да, и в Нью-Йорке, и в Мехико было много иностранных зрителей. Организаторы в Мехико сообщили, что люди приехали из многих стран Латинской Америки.
В целом я заметил, что публика стремится попасть на концерт в Казахстане. Например, на концерт в Алматы приехало около 13 тысяч человек из 64 стран. Столько же зрителей из 82 стран посетило концерт в Астане. Среди них были те, кто приехал на месяц, на неделю и на два дня. Всего на трёх концертах в Астане и Алматы присутствовало около 35−36 тысяч человек. Они увидели не только эти два города. Были и те, кто специально ездил в Актобе и путешествовал по самым отдалённым уголкам Казахстана. Вот сколько людей увезли с собой в свои страны много информации о Казахстане. Вот о какой креативной индустрии часто говорит президент!
— Вы не упоминаете, какую экономическую выгоду это принесло. А вообще, есть ли какие-то данные?
— У меня таких точных данных нет.
— Всё же, давайте предположим, прикинем «на глаз», примерно. Если 36 тысяч зрителей потратили в среднем по 2 тысячи долларов, это будет 72 миллиона долларов, или около 40 миллиардов тенге?
— Примерно так. Я знаю, что мы работаем на имидж нашей страны. Мы будем продолжать это делать. Я замечаю, что большинство людей, которые приезжают, составляют положительное впечатление о нашей Родине. И потом, как вы могли заметить, есть желание узнать Казахстан побольше во всех уголках мира. Если раньше только пели на казахском, то теперь есть те, кто освоил наш родной язык и выражает свою благодарность. Мы это почувствовали в этой поездке.
— Где выгоднее организовать концерт: за границей или в Казахстане?
— Для нас, конечно, выгоднее организовать его у себя. Организационные мероприятия будут гораздо проще. А потом, как ни крути, своя страна — это своя страна! Чувствуешь помощь и поддержку.
— Спасибо за Ваш рассказ.
Источник. Перевод подготовлен Евразийским фан-клубом Димаша Кудайбергена (ЕФК).