Новости

Имя «феномена»: Димаш Кудайберген

Автор: Ezgi Aksoy


НОВАЯ ЗВЕЗДА ВЗОЙДЕТ НА ВОСТОКЕ.


«Если вы заглянете в моё сердце, вы там найдёте музыку. Если вы заглянете в мой мозг, там тоже найдёте музыку. Я состою из музыки и, в сущности, я просто обычный трудолюбивый человек».
(Димаш Кудайберген)

Сколько бы мы ни дискутировали, но доминирование Америки в мире популярной музыки совершенно очевидно. Мы все прекрасно знаем таких представителей музыки американских гетто, как Майкл Джексон или, в наше время — Бейонсе. И в настоящее время это доминирование очевидно как никогда раньше, за всю историю музыкальной индустрии. Такое понятие, как «поп-музыка», является, в сущности, новым понятием, появившимся не ранее, чем с начала ХХ-го века (если быть совсем точными, то после Второй Мировой войны); но несмотря на это, она является одним из самых популярных и прибыльных видов искусства.

Если мы взглянем на музыку второй половины XX-го века, то заметим, что она обладала более массовым воздействием и претерпевала большие изменения, чем все остальные виды искусств. От джазового модернизма 20-х годов — до рока «детей цветов» (хиппи — прим.пер.) в 60-х. Как одаренные певцы превращались в настоящих идолов, а посредственные исполнители приносили своим продюсерам миллионы долларов прибыли — практически краткий курс капитализма — это захватывающая, но с другой стороны, и полная потерь история. Посмотрите на историю Майкла Джексона. Или ещё пример — Элвис Пресли. Революционный певец, но всё, что он, в сущности, делал — двигал ножкой. Все остальное — это эпическая история «американской мечты».

Но опять же, кроме Элвиса Пресли, Майкла Джексона и даже Бейонсе, мы не должны забыть и другие имена; имена, имеющие музыкальное и вокальное значение и ценность. Однако, как мы видим, в эти три разные периода есть только по одному признанному имени — все остальные, как промокшие и порванные бумажные куклы — в сущности, неизвестны!

Певцы, не умеющие петь; мировые звёзды, выступающие на концертах под фонограмму; большие артисты, делающие вид, что играют — на не включённых инструментах — при этом много раз позорно не попадающие в звук и ритм; и скандалы… Паршивые певцы, подменившие профессиональный рост неубедительным эротизмом; видеоклипы с туманными порно-сюжетами; поддельный феминизм; активное враньё и плоть, много-много плоти… Перед вами — реальная картина происходящего в мире искусства в 21-м веке! Если бы потребовался какой-нибудь саундтрек, относящийся к этому периоду, то, скорее всего это было бы нечто больше разговорное, чем вокальное — зато наполненное видами бёдер и груди — какой-нибудь хип-хоп с большим количеством ругательств.

Когда в Америке популярная музыка оказалась на грани самоуничтожения, а в Европе популярные певцы не способны ни на что влиять в силу своей отсталости, — что делает Запад? В сущности, уже некоторое время он перемещает ось музыкальной индустрии к себе, двигаясь верными шагами. Сначала мир потрясло направление К-рор из Южной Кореи. Вопреки распространённому мнению, в К-рор группах поют певцы, получившие вокальное образование как минимум среднего уровня; а очень многие группы состоят из певцов международного уровня. Эти певцы очень внимательно относятся к своим голосам и на концертах фонограммы не используют. Плюс к этому — амбициозные вокалистки из Филлипин. В интернете есть видео-баттлы «Лучшие в мире мастера бэлтинга — на Филлипинах» (бэлтинг — специальная вокальная техника для извлечения высоких нот); Азия открывает миру свою самобытную музыку.

В общем, я поняла, что самая большая разница, отличающая Восток от Запада — это отличия в принципах работы. Все мы хорошо знаем, конечно, что Восток по-особому трудолюбивый. Восток в своей работе хочет достичь наилучшего уровня; Запад же жизненный опыт строит на «достижении вкуса жизни». Естественно, работающий всегда отдыхающего обгонит.


На мировой музыкальной сцене такая же картина вырисовывается; в январе 2017 года Китай (да и весь мир) познакомился с совершенно новым талантом. Его имя до этого было в мире неизвестно, но появившись, он в одно мгновение привёл всех в восторг. Казахстанский молодой певец Димаш Кудайберген, приняв участие в китайском конкурсе для известных профессиональных певцов, моментально прославился. Этот 23-летний парень, в течение 5 лет получающий профессиональное музыкальное образование, играющий на 7 инструментах, и обладающий небывалым голосом с диапазоном в 6 октав — на этом конкурсе превзошёл по возможностям всех признанных (и не признанных) певцов.

Он может песню с диапазоном в 1−1,5 октавы исполнить в 3−3,5-октавном диапазоне; у него самый чистый и звучный голос, который я когда-либо слышала; его грудной регистр в диапазоне «земля-небо»; он может на одном дыхании перейти из грудного в головной регистр; он может исполнять в технике бэлтинга самые высокие ноты, доступные даже не всем хорошо обученным певицам; если ему нужно, он может в одно мгновение прыгнуть на две октавы вверх и сразу же после этого с нежнейшим тембром опуститься на три октавы вниз — удивительный, сверхъестественный певец-«феномен».

У него невероятная техника, какой раньше ни у кого не было — свойственная только ему и разработанная им самим. У него есть баритон, тенор и сопрано, которыми он не просто владеет, а на самом высочайшем уровне мастерства управляет. Его отличительной особенностью является то, что одну песню он исполняет как минимум двумя разными тембрами (производя впечатление, что на сцене два разных человека поют). Он играет своими тембрами так легко, как легко ребёнок играет игрушкой; если захочет — опять возвращается к тембру, с которого начал, по октавам и по нотам он скользит так, как Катарина Витт (знаменитая фигуристка — прим.пер.) по льду.

Согласно оценке Фу Линя, руководителя китайской корпорации поп-музыки, вокальная техника, а также техника дыхания и владения голосом у Димаша безупречны; в регистре сопрано он владеет колоратурой (особый вид оперной техники на очень высоких нотах у сопрано); в технике бельканто он тоже безукоризнен (внутри фразы отдельные отрывки по-особенному акцентирует; более выразительное исполнение); после бэлтинга, переходя на мягкие ноты он не испытывает никаких проблем, в одно мгновение взяв самую высокую ноту, уже в следующее мгновение он может спуститься в бас; головной регистр у него необыкновенно сильный и невероятно чистый; и в головном регистре он может использовать технику колоратурного пения. И наряду со всем этим, он ещё владеет так называемыми «звуками дельфина». Фу Линь оценивает способности и технику Димаша, если говорить одним словом, то как «эпичные» и добавляет: «В вокальном искусстве есть три уровня техники: обычная техника, супер-техника и сверхчеловеческая техника. У Димаша сверхчеловеческая техника».

Димаш, получивший музыкальное образование в лучших заведениях Казахстана (в области музыкального образования Казахстан ценится среди стран Азии) и отклонивший предложения лучших в мире оперных театров — обратился к поп-музыке. Но у него не было намерения создавать песни, состоящие из «трёх аккордов», которые ассоциируются с «поп-музыкой». Он хотел «соединив нео-классику с поп-музыкой, и рок с оперой, создать совершенно новый стиль».


В этом году на красной дорожке церемонии Ameriсan Music Awards 2017″ на вопрос корреспондента он смело ответил, что «сейчас азиатская музыка лучше американской"(с); а в Китае, участвуя в самой популярной музыкальной программе, он, играя на добре, исполнил казахскую народную песню — из любви к своей культуре. Все школьные и близкие друзья Димаша говорят, что он не может жить без музыки и круглосуточно поёт. Говорят, что в общежитии в 3 часа ночи обычно можно было услышать «новаторские звуки» Димаша, однако после предупреждения он извинился и больше никогда по ночам не пел.
С этим великолепным голосом я познакомилась два с половиной месяца назад. И с его обладателем, который провёл более 10 лет своей жизни, обучаясь сольфеджио и пению, игре на разных инструментах, пению в школьных хорах — и я, которая сама поёт и которая всю жизнь восхищалась великими певцами, до этого момента ни от одного певца не приходила в такой восторг.

У меня был сложный период, когда потеряв всякое вдохновение в профессиональном и даже в житейском смысле, я не могла найти свою мотивацию. Каждый день подвергаясь нападениям темного невежества, вроде тех, что «музыка — это харам (запрещена)» или «нет, госпожа, танцы — это грех», я упорно искала хотя бы маленькие крошки вдохновения для жизни и бытия.

Я упорно искала хотя бы глоток воздуха в стране, где воздаётся похвала невежеству, которое постепенно становится добродетелью, где кажется, что среди трудолюбия и научного подхода в любой области выскакивают суеверия, словно бесы, где приучают к отсутствию качества и даже его поощряют. Все эти типа «певцы», лезущие в телевизор, словно соревнующиеся, кто фальшивей споёт; своими криками «мы не в школе учились, а в сортире» постоянно прославляющие отсутствие мастерства; в любой области жизни, и в музыке тоже, всё, что касается образования, долгое время уже воспринимается словно в кривом зеркале. И вот среди всего этого молодой парень, пришедший из степей Средней Азии, вспыхнул, словно свеча в темноте.

Потом мне вспомнилась одна вещь; сколько бы невежество себя ни прославляло, но достоинство всегда и при всех условиях — в знаниях и в старании. Потому что, если не ограничиваясь наличием одного таланта, как «Божьего дара», вы постоянно трудитесь, то тогда и возможно появление совершенства. Свет образования и науки может вывести людей на «сверхчеловеческий» уровень. И мы, потерявшие вдохновение во всей этой темноте, увидев свет добродетели — за него ухватимся. Потому что музыка и искусство для людских душ, потерявших свой путь в темноте — это самый яркий свет.

КТО ЖЕ ЭТОТ ДИМАШ?


Димаш Кудайберген — 23-летний певец из Казахстана. Сказать, что все эти 23 года он провел в окружении музыки, не будет ложью. Свое музыкальное образование Димаш начинает в 5 лет с пианино и домбры (казахский музыкальный инструмент). Прадед Димаша был профессиональным домбристом, а отец и мать образованы и очень популярные музыканты в Казахстане. Потому открытие его музыкального таланта в семье не запоздало.

В одном из интервью бабушка Димаша описывает день, когда она отвела внука в музыкальную школу для проверки учителей, следующими строками: «Димаш поразил учителя на первом же экзамене. Он сказал, мол, мальчик правильно выдает все ноты, имеет отличный музыкальный слух и обязательно должен приступить к получению уроков». И, таким образом, начинается музыкальное образование Димаша, которое длится по сей день.


Спустя год после начала уроков пианино, он занимает первое место по этому профилю на одном из музыкальных конкурсов. На протяжении всех этих лет он принял участие в более, чем 7 местных и международных конкурсах, которые завершил с победой.


Самым главным из них является популярный и просматриваемый миллионами международный фестиваль «Славянский базар» (2015), проводимый между славянскими странами. Здесь имеет место быть такой случай: Получив положительные оценки от жюри в первом туре, Димаш попадает в полуфинал. Его широкий голосовой спектр и безупречная техника поражают всех. А в одном из участников-соперников, это поражение, должно быть, проявляется как зависть, питая которую этот соперник подмешивает снотворное в воду Димаша. Позже Димаш отмечает, что допевает песню, еле держась за микрофон, и весь следующий день после полуфинала посвящает глубокому сну. Конечно, снотворное не мешает ему пройти полуфинал практически со всеми плюсами.


Возможно самым важным карьерным решением Димаша, продолжавшего получать музыкальное образование, развивая великолепный голос в 6 октав, в музыкальных академиях вместо обычных школ, а впоследствии на факультетах классического/оперного вокала и поп-вокала самой престижной музыкальной академии Казахстана вместо университета, стало отклонение предложения возглавить вокалистов Астана-оперы и избрание направления поп-музыки. Астана-опера считается одним из пяти самых крупных оперных театров в мире и принят самым лучшим из них с акустической точки зрения. С другой стороны, Казахстан славится хорошими вокалистами, способными потягаться с лучшими оперными странами мира.


После отклонения данного предложения, Димаш получает еще одно из Китая. Ему предлагают стать участником китайской версии вокального шоу «Я — певец» (2017) южнокорейского производства.


Шоу «Я — певец» весьма отличается от западных «Голоса», «Есть талантов» и «Х Факторов», разрабатывающих таланты любителей. Основное отличие в том, что все участники шоу — профессиональные певцы, раннее подтвердившие свой талант. Кроме того, жюри программы каждый выпуск собирают команду из 500 человек для студии. Эти 500 человек избираются из народа с условием острого слуха у претендентов. От участников-профессионалов своего дела требуется представлять номера, отличные от их собственных стилей, а также каверы на песни других исполнителей. По желанию они могут исполнить и одну из своих песен. После поочередного прослушивания всех участников проводится тайное голосование. Сегодня «Я — певец» транслируется во многих странах Азии и считается главным вокальным шоу материка.


В первом туре Димаш Кудайберген исполняет песню «S.O.S», принятую 'одной из самых сложных пяти песен на французском'. Песня является смесью неоклассики с оперой и довольно мелодична. И вот это исполнение Димаша из 17-миллионной страны становится причиной «взрывной волны» на повестке дня полтора миллиардного Китая.


«S.O.S» в исполнении Димаша (и многие другие каверы певца), без учета мелких недочетов в произношении, становится событием, практически не имеющим равных в истории телевидения. Странное событие, заставившее плакать одних зрителей, влюбиться других. Вокалистов на заднем плане остановиться и застыть, слушая его, а соперников ошарашенно смотреть с пустотой в глазах. Зайдите в YouTube и посмотрите сами.


На этом шоу Димаш также спел «Opera 2», «Show Must Go On», «All By Myself», «Adagio» и собственную песню «Unforgettable Day», и занял второе место в его финале. Однако, он стал уважаемым и любимым во многих странах Азии, во главе с Китаем. С другой стороны, он завоевал любовь людей своей скромностью, старательностью, посвящением в музыку, а также уважением к соперникам да тем же с любовью к поклонникам. Его откровенность и искренность были на небывалом для поп-артиста уровне. При исполнении он погружается в дух песни, сам практически становясь песней. Он был намного «реальней» всех идолов, что мы видели, и невозмутимо стоял пред крупной индустрией, просто будучи собой.


За 2017 год в одном лишь Китае он получил 10 наград, включая Музыкальные награды MTV и награду «Золотая мелодия» в Гонконге (считаются наградами Грэмми Китая). Он снял 2 фильма и записал саундтрек к игре. Начал сотрудничать с композитором Уолтером Афанасьевым, обладателем премии Грэмми, и сотрудником Мэрайя Кэри и Селин Дион. Первым опубликованным синглом стал «The Crown». Он продержался во главе китайских хит-парадов на протяжении долгих недель. Поклонники не покинули его первый концерт в Китае спустя 20 минут и до конца поддерживали певца, выкрикивая имя Димаша, чем попали в историю (в Китае, стоять на концертах, показывать чрезмерную любовь и подобные «преувеличения» после концерта запрещены законом).



Анализ голоса Димаша от профессора, доктора Сорины Крянгэ.


Учитель музыкального факультета Национального университета театра и кино «И. Л. Караджале», проф. док. Сорина Крянгэ одна из специалистов, не скрывающих своего восторга от таланта Димаша. Мы познакомились с Кпянгэ во время исследования про Димаша и воспользовались ее обширными знаниями в области музыки. Она с радостью поделилась с нами своим профессиональным мнением. Крянгэ говорит: «Я испытываю уважение и восторг Димашу. Такой легкий переход с одного тона на другой требуют отличное музыкальное образование и усердные старания. До сих пор я слышала лишь пару исполнителей, близких Димашу по диапазону голоса. Но что еще более важно, Димаш вселяет жизнь во все эти голоса. Он насыщает эмоциями не только высокочастотные ноты, а все в целом. Это — не то, чего можно достичь лишь занятиями. Не каждому дан подобный дар сопереживания.

Димаш может переходить от Ля1 (160 Гц по частоте) до До#7 (4224 Гц). Честно говоря, звуки этой частоты издают дельфины. То есть, он поднимается до шестой октавы, что невероятно! Ранее я не встречала такого высокочастотного голоса среди мужчин. Кроме того, Димаш умеет поднимать свой монофазный звук до уровня Соль4, что невозможно, согласно многим научным тезисам. Все исследования, проведенные по этой теме, установили 4 промежутка: монофазный (одна фаза), бифазный (две фазы), трифазный (три фазы) и квадрафонический (четыре фазы). Однако, по-видимому, Димаш владеет и кинтафазным (пять фаз) звуком, что невероятно в полном смысле этого слова. С другой стороны, Димаш обладает великолепным, ярким тембром, мощной громкостью, безупречным вибрато (0,06 миллисекунд) и замечательной и правильной техникой.


Среднестатистическое пианино типа Стейнвей 1800 года включает 88 нот, что означает 7 полноценные октавы и несколько дополнительных нот. Почему 88? Потому что восприятие человеком остальных нот (и низких, и высоких), помимо этих 88, практически невозможно. Человеческий звук измеряется по пианино, так как это единственный инструмент с точностью передающий звук в герцах. По пианино Димаш может подниматься до шестой октавы.


Но как ему удается издавать эти высокие ноты? Это нервно-мышечный процесс, осуществляемый в гортани. Способность издавать звук однофазно, двуфазно и трифазно связана с регулированием двигательных нервов, прямо или косвенно контролирующих мышцы по сигналу мозга исполнителя, а также с его вокальной техникой. В результате этого процесса голосовые связки начинают дрожать. На самом деле, связки не дрожат: они лишь сближаются и отдаляются в зависимости от частоты звука.


К примеру, на ноте До3 (частота: 264 Гц) голосовые связки сближаются и отдаляются 264 раза за секунду, смотрите, «за секунду». По мере увеличения частоты, растет и количество сближений и расхождений связок. Вы можете представить, сколько раз в секунду «дрожат» связки Димаша, когда он переходит от До5 (4050 Гц) к До6 (2112 Гц) и даже До7 (4224 Гц)? Иными словами, Димаш действительно «феномен». Очевидно, он родился с этим талантом, но продолжал развивать и улучшать его на протяжении долгих лет.


На самом деле, явление Димаша показывает нам разницу между криком (визжанием) и исполнением. Сегодня очень много знаменитостей, которые приближаются к нему в некоторых нотах, но в реальности визжат. Однако Димаш не визжит: он издает эти ноты с замечательным вибрато. Это очень особое явление, означающее тройную модуляцию звука, частоты и громкости. Для подобного рода исполнения необходимо иметь толстые и здоровые голосовые связки. По всей вероятности, Димаш обладает такими и в результате многолетних тренировок, не только сохранил их, но и улучшил. Димаш имеет редкий музыкальный ум и еще одну редчайшую особенность, присущую малому количеству исполнителей, — он обеспечивает контакт со слушателем, который чувствует песню всеми клетками своего тела."





Перевод подготовлен Евразийским фан-клубом (ЕФК): Alice Almaz, Yusif Atakishiyev, Наталья Макарова.
Полное или частичное использование перевода разрешается с указанием гиперссылки на ЕФК. Прямые репосты приветствуются.
Запрещается размещение данного материала на сторонних каналах в YouTube.
Димаш Статья Перевод ЕФК 2018