Автор — Nagy Gabriella
Последний видеоклип Димаша, сорежиссёром которого он также является, вышел в августе 2020 года. Клип занимает первое место в общественном голосовании на телеканале «Гакку» (Алматы) в течение нескольких недель. С октября клип находится в ротации на американском ютуб-канале MTV в программе Friday Livestream. Там Димаш стал первым певцом, представившим клип на казахском языке, и с самого начала он держится в первых строчках рейтинга в международном опросе.
Вспышка covid, бушевавшая в Казахстане летом, ставшая причиной гибели многих людей, придала печальную актуальность рождению песни и клипа. Шла борьба: каждый проходил испытание, пытаясь обуздать эпидемию. Что могут сделать творческие люди в такой ситуации, находясь прямо внутри трагедии, разворачивающейся на их глазах? Во все времена они реагировали и реагируют на то, в какой ситуации они живут, что было и есть вокруг них. Они выражают свои чувства своим собственным художественным способом и языком, «встряхивают» своих современников и отдают дань знаменательным событиям, чтобы потомки могли почувствовать что-то от настроения того времени, хотя в момент создания, возможно, сами творцы и не смогут по-настоящему оценить заложенный эффект. Они дают понять миру, что им трудно видеть или переживать боль, страдания в масштабе человечества. Это и молитва, и благословение (бата) для семьи, нации и всех народов Земли. Это даёт прочувствованную, надломленную, но все же силу, ободрение, веру в то, что всё закончится хорошо.
Каждый момент видео, вся его структура, ведут нас от глубокого, черного, траурного к светлому, обнадеживающему будущему, как визуально, так и музыкально. Даже самый первый кадр показывает это: он направляет наш взгляд от черного внизу к белоснежному вверху, здесь даже всё видео выглядит черно-белым, без цветов. Смешение современного географического ландшафта и исторических образов может означать переплетение и повторение прошлого и настоящего в страданиях народа и борьбе за свое выживание. Пока мы рассматриваем с высоты птичьего полета прекрасные пейзажи страны наряду с историческими сценами, кратким введением писательницы Розы Мукановой известный казахский актёр Исбек Абильмажинов в драматическом ключе передаёт суть истории:
Великая степь! Я восхваляю осенённые благодатью благословенные земли твои! Я восхваляю широкие просторы твои от Алтая до Атырау, от Урала до Или, от Алатау до Сарыарки, что являются безмолвными свидетелями моей безмятежной поры. Я восхваляю Великую степь, колыбель могучего тюркского мира. Эй, безмолвный мир! Не молчи, затаив дыхание. За тобой стоят потомки, которых не остановило ничто во времена суровых тяжб и схваток. Великой степи, чьи щедрые хозяева с благородным характером и великодушным сердцем не сломились и не испугались изворотливого нрава переменчивого мира, присуща своя величественная святость, неведомая чужому и которую не чувствует иной.
![Событие 2020 «Qairan Elim» - «O, моя священная земля», изображение №1](https://sun9-12.userapi.com/impg/HcYYj33_2U1iTIrUWmaZFGNeIMeVpIZDTJtZsg/1wThPNMwmdw.jpg?size=807x456&quality=96&sign=93976dffa978c0df024800bf16d5bd83&type=album)
Текст точно соответствует изображениям, которые вы видите. Батальные сцены, навеянные работами греческого историка Геродота, показывают сражения воинственных кочевников великого территориально-племенного объединения 6 века до нашей эры: царица массагетов (племя) Томирис победила персидского царя Кира Великого. И Дарий, и Александр Великий дошли только до Сырдарьи. Следы этой скифской культуры были найдены в окрестностях Алматы, в долине реки Или, и их искусство характеризуется преобладанием фигур животных. Но эти сцены также могут косвенно относиться ко всем битвам, которые пришлось пережить этому народу на протяжении тысячелетий. В Казахстане, где уважение к своим предкам имеет большое значение, до сих пор берегут память о своей истории и живут своими традициями, которые обеспечивают силу и прочную основу для сохранения своей национальной идентичности. Это может служить примером для любой другой нации. Так начинается клип, помещённый в географическую и историческую обстановку во времени и пространстве.
Даже на жёстоком поле боя гордый и сильный орел, символ свободы и независимости, символ, который сегодня можно увидеть на их национальном флаге, появляется в золоте. Облака отбрасывают медленно расширяющуюся зловещую тень на пейзаж, хотя о том, что светит солнце, мы можем только догадываться. Тогда появляется волк, как их тотемное животное, символ мужества и преданности. Согласно легенде, они происходят от волчицы (по аналогии с римскими Ромулом и Ремом), которая, наряду с орлом, окружена особой заботой и почтением владыки Великой степи. Волк закрывает глаза, как бы закрывая свое жестокое прошлое — и здесь мы входим в настоящее и, либо не хотим видеть страдающих, умирающих, хватающих ртом воздух, либо мудро, снисходительно отдаёмся звучащему священному казахскому инструменту кобызу — этому всегда болезненному, скорбящему голосу.
![Событие 2020 «Qairan Elim» - «O, моя священная земля», изображение №2](https://sun9-17.userapi.com/impg/RaS0R0yJm2W8j_TMv0uWBfguOgQxTVQ1YLwNag/Efk0NP8-Axg.jpg?size=807x456&quality=96&sign=c3ffb9a31e8e70874e4253572283fa58&type=album)
Согласно шаманским легендам, кобыз и его музыка могут изгонять злых духов, болезни и смерть. На звучащем инструменте мы также видим традиционную резьбу: вверху — особенно мужественные символы, призванные усилить волю к жизни, сострадание, уменьшить боль переживаний, под струнами — создать процветание, успех и удачу, уменьшить внешние воздействия. Попадая в настоящее, мы оказываемся в горах Алатау недалеко от Алматы: появляются детали живописного Кольсайского озера, еще совсем ненасыщенные, в полутёмных тонах, в оттенках серого, как будто туман окутывает зеленый пейзаж.
Только в этот момент появляется название песни, написанное золотыми буквами над видом озера сверху. Они имеют выпуклую поверхность из золота, и они плывут вверх из картины к зрителю, создавая впечатление, что это небольшие сладости с добрыми пожеланиями.
![Событие 2020 «Qairan Elim» - «O, моя священная земля», изображение №3](https://sun9-65.userapi.com/impg/NsjiBZ0KwATHBPYcI1e3q7dfcqwRPHiQ5ZuChQ/ss4B6MhERz4.jpg?size=807x455&quality=96&sign=be12021889738b352290dc98873ecf49&type=album)
Импровизационная игра удивительного музыканта Олжаса Курманбека медленно переходит в глубокий, пасмурный, но мягкий фа минор, и тогда мы, наконец, видим озеро, полностью окруженное горами, и Димаша посередине — как защитное материнское чрево, возможно, символизирующее родину. И после долгого живописного скитания мелодия начинает шептать о своей сердечной боли. Между облаками мы видим небо, может быть туда летит его голос, который так нежно и мягко молит о том, чтобы его услышали, просит о силе для своего народа. Белые цветы на ветру напоминают крошечных ангелочков, приземляющихся на воду — почти идиллическая сцена.
![Событие 2020 «Qairan Elim» - «O, моя священная земля», изображение №4](https://sun9-73.userapi.com/impg/k_Bkkch_k0EfDFgoBIN_v7aV5CApaZkJmixBNA/f3BEmHp6R_Q.jpg?size=807x452&quality=96&sign=de0d64c283c0eee79be186e80f2b46d9&type=album)
Тебе не нужно скрывать свои чувства.
С#nbsp;любовью к тебе, моя родина,
Я молюсь о мире на земле
(поднимает руки к небу).
В чем смысл жизни без испытаний?
Трудности закаляют,
А закаленное нельзя сломать…
Но только время все излечит…
(Вздох эхом отдается в горах для страждущих — для человечества).
![Событие 2020 «Qairan Elim» - «O, моя священная земля», изображение №5](https://sun9-21.userapi.com/impg/fbcqoACe5aSO542kqyzLVR3CUZbx5-OIolcI1g/mGLTJ_JE_18.jpg?size=807x456&quality=96&sign=22edaf11275d68937de2d97b8d308214&type=album)
Чудесный, свободный голос Димаша сливается с тишиной пейзажа. Дышащий, почти задыхающийся, как и всё сейчас, его образ по-прежнему серый. Это всё равно, что искать выход в тумане. Казалось, мы слышим только его дыхание, его вздохи, исходящие из его души среди гор, угасающие, медленно умирающие вдали. Куда летит его голос? Пациенты борются с дыханием… доберётся ли до них его желание помочь? Достигнет ли его молитва небес?
![Событие 2020 «Qairan Elim» - «O, моя священная земля», изображение №6](https://sun9-25.userapi.com/impg/UFJTib76MT-Y42JzihdZV1942QYGvZ9YAv0BiA/GeYGqqySSDA.jpg?size=807x457&quality=96&sign=04e1feb7fdc221c5f2d5d3be0336b721&type=album)
Припев звучит на фоне нового пейзажа, немного бесплодного, как и всё сейчас, но в нём уже можно услышать благословение и благосклонность. На самом деле он звучит очень к месту в такой безнадёжной ситуации, внушая веру в свою творческую силу и реализацию.
Припев:
О, Моя святая земля,
Я молюсь только об одном —
Пусть твое сердце бьется вечно.
Пусть все горести и невзгоды будут забыты,
Пусть солнце и луна светят вечно.
Пусть в каждом доме будет радость и звенит детский смех,
И я желаю процветания всему миру!
![Событие 2020 «Qairan Elim» - «O, моя священная земля», изображение №7](https://sun9-31.userapi.com/impg/7yF4-HtXygQp15TgikNawmdylVaMdUNj4FEEcA/7Sf2bKonlvE.jpg?size=807x457&quality=96&sign=6512c78028be60f2712a1de94615e11d&type=album)
Посреди огромного и чудесного пейзажа, среди вздымающихся облаков, играет пианист (композитор Ренат Гайсин).
![Событие 2020 «Qairan Elim» - «O, моя священная земля», изображение №8](https://sun9-67.userapi.com/impg/BWYt2LX4NuxF1e5N3866yzb7ID-WqlJt4zhIoQ/y8bzVARoriI.jpg?size=807x457&quality=96&sign=c9a31e2606654af3a76c1910f5c454c7&type=album)
Для меня он символизирует человека, оставшегося в одиночестве, который всё еще слышит мелодию, поёт, но, интересно, слышит ли он чей-то конкретный голос, просящий о помощи? (И, конечно, с тех пор весь мир знает эту музыку и клип, но была ли это какая-то определенная помощь какому-то конкретному человеку???) На вершине мира вы всё еще можете чувствовать себя ближе к небесам, ближе к возможности оказать помощь.
![Событие 2020 «Qairan Elim» - «O, моя священная земля», изображение №9](https://sun9-67.userapi.com/impg/f40fg9NmpDX3H3RYMxvQigE6wXsVsmRDYRk_fA/v4tW5gOI-FY.jpg?size=807x455&quality=96&sign=46abf82b39bf5ef630e66accb41d9fa9&type=album)
Кровь на кобызе также символизирует народ, который много страдал, людей, сражавшихся за нацию во все века, а пианино, погружающееся в воду, а затем пылающее многими огненными войнами, боями, разрушениями — смерть одинокого человека, который играл на пианино до последнего вздоха … И вот он уже лежит на земле.
![Событие 2020 «Qairan Elim» - «O, моя священная земля», изображение №10](https://sun9-10.userapi.com/impg/FPLzw5RfrMX-bLexej3lV3hGnzTiTALOiAAucA/U3tiJtov4UE.jpg?size=807x454&quality=96&sign=3ba28ecf6c676c1107a32ac38c8ee46d&type=album)
Голос Димаша, наконец, достигает небес на берегу озера Каинды, полного погибших сосен — символов ухода и в то же время надежды на выживание. После огромного напряжения и усиления его голос, наконец, прорывается, чтобы выпустить отчаянный крик. Конечно, в музыкальном плане этот крик совершенно уместен, его значимость подчеркивается вскинутой к небу рукой.
И все же пылающая под зловещими тёмными небесами душа Димаша кажется жертвой, принесенной для усмирения гнева небес, жертвой, символизирующей не сломленную, несмотря на трудности, силу и веру. Принося себя в жертву вы не ограничиваете себя, если этим помогаете другим.
Как это характерно! Дать людям надежду, не щадя себя, любой ценой!
![Событие 2020 «Qairan Elim» - «O, моя священная земля», изображение №11](https://sun9-52.userapi.com/impg/8NYLKxcL5_b2uIwzrkMr3qEiFKRRMmvcqbNGWQ/wGU573wuLzs.jpg?size=807x454&quality=96&sign=95ec1e30b61136f0c8a8c11c105eef36&type=album)
Припев 2 x
(Реки, наконец, достигают озера, которое символизирует безопасность, спокойствие, живительную воду между бесплодными горами. Тяжелое облако скрывает течение реки, неизвестно, куда она течёт, но даже этого мало — трагедия, кровь, смерть снова чувствуются под мелодию кобыза, и продолжает гореть жертва.)
Димаш любит свою родину — это видно хотя бы по тому, как много всего он показывает замечательными съёмками с дрона — и гордится ею, но здесь камера находится на одном уровне с ним, на земле, в воде, то есть там, внизу, где есть беда, откуда исходит отчаянная просьба. Точки обзора постоянно меняются: перескакивают, укорачиваются и ускоряются между верхом и низом, с волнением беспомощности, но всё же с решимостью нарастающего темпа. Каждый кадр имеет смысл, особую точку зрения, важное послание, особый образ, которые могут вызвать тысячи воспоминаний и ассоциаций у любого человека.
![Событие 2020 «Qairan Elim» - «O, моя священная земля», изображение №12](https://sun9-45.userapi.com/impg/yaIqCtzRafKVjEH-kGczj3Eo__ZdH1BKjw02JA/k1eML6jzdV4.jpg?size=807x456&quality=96&sign=c8196a662f251cd79ab511c58b9626a5&type=album)
Да, обычно такие характеристики используются для описания общеизвестных произведений искусства, для бессмертных произведений. Каждый раз, когда мы слышим или видим такое произведение в новом состоянии разума, в иное время, оно всегда говорит нам о чём-то другом, оно никогда не наскучит, в нем всегда будет что-то новое. Это шедевр.
![Событие 2020 «Qairan Elim» - «O, моя священная земля», изображение №13](https://sun9-54.userapi.com/impg/ExqMgEaa_ADdO76x9G2C-I3eSnMZV31ZSQPO7Q/ARD-8MgmzOw.jpg?size=807x453&quality=96&sign=0fe64900797e9febea05d2cc4be82a32&type=album)
Под конец яростной просьбы-молитвы пыль опадает, так же как и пепел с одежды Димаша, его лицо изранено, он пришел из огненной схватки, но, упав на колени, он полон благодарности, и тёмный тон си минора меняется здесь на си мажор, и тогда вместе с музыкой поднимаются в благодарности к небу, выплывают бесплодные горы, на вершине которых уже зеленеют растения и светит солнце, и в последнюю минуту пейзаж полон жизни.
Подъём на всех уровнях выражен и поддерживается. Вид на пейзаж начинался сверху, спускался к земле, кульминация внизу, и под конец снова поднимался. Цветовая гамма варьируется от черно-белого до цветного. Только кровь и огонь всегда в цвете.
![Событие 2020 «Qairan Elim» - «O, моя священная земля», изображение №14](https://sun9-66.userapi.com/impg/haDEdxm3r4CDVQM2sWNXaRBhlnRjmK48Myv1Ig/10Y_MaRK4oE.jpg?size=807x453&quality=96&sign=116d3669cfeeb905d9820be250b245d2&type=album)
Цвет крови заметен уже в батальных сценах, особенно яркая она на сером фоне, когда стекает по кобызу, ближе к концу она темнеет на лице пианиста перед смертью, и совсем блекнет на лице Димаша, когда рана его как будто заживает. Все надписи в клипе черно-белые, только название песни и текст благословения в самом конце золотые.
Музыка поднимается от тёмных, глубоких минорных тонов к мажорным, более сильным и ярким.
Что характерно для Димаша в целом, в монтаже он тоже не следует правилам золотого сечения — в конце клипа за долгим подъемом следует внезапное динамическое падение и замедление.
Димаш, уверенный в начале, как будто принадлежащий воде, стоящий с засунутыми в карманы руками, и Димаш, коленопреклоненный в конце, но на горе — израненный, разбитый, но ближе к Богу.
Великий учитель.
Он показывает дорогу.
На это способны только действительно великие художники.
Держись, Родина моя! Оставайся нетронутым мой дом! (встает на колени и благодарит, и только тут тон песни тоже меняется на светлый).
![Событие 2020 «Qairan Elim» - «O, моя священная земля», изображение №15](https://sun9-48.userapi.com/impg/THLha-uQbPxwswk3baUKer0P9uOjkl-Ek1l-zg/65lMvdiVc9Y.jpg?size=807x458&quality=96&sign=083328d00a8965541ef568a7467c6c5e&type=album)
А на фоне солнечного пейзажа появляется надпись на казахском языке:
«Пусть наш народ будет в безопасности и мире.»
Димаш Кудайберген, впервые попробовав себя в роли режиссёра совместно с Азаматом Дулатовым, очень высоко поднял планку, показав свою тонкую поэтичность, необъятный дух и силу. Я не могу писать о его бесконечно выразительном голосе и проникновенном пении, потому что это само чудо. Он — дар миру.
Перевод подготовлен Евразийским фан-клубом (ЕФК): Елена Ижевская.
Полное или частичное использование перевода разрешается с указанием гиперссылки на ЕФК. Прямые репосты приветствуются.Запрещается размещение данного материала на сторонних каналах в YouTube.