Новости

«Димаштың әжесі // Бабушка Димаша»

Сейчас эта семья признана всем миром. Благодаря Айтбаевым Институт казахской семьи стал известен народам стран всего мира. Накануне праздника у нас состоялась беседа с Миуа Мубаракшакызы — бабушкой известного певца Димаша Кудайбергена.

Юность

После окончания школы Миуа апа поступила на факультет естествознания и географии Педагогического института имени Абая в Алматы. Вместе с девушкой из Актюбинской области они держались вместе повсюду, вместе проживали в общежитии. Без лишнего вреда учебе, которой полностью уделяли свое время, они с нетерпением ждали субботы. Потому что в этот день они ходили в гости к другу брата второй девушки. Молодая семья встречала их с благими намерениями и полным вкусностями дастарханом. Что же еще нужно было для полного счастья первокурсников?


Однажды, по какой-то причине Миуа не смогла пойти в гости. Подруга ушла одна. В какой-то момент девушку, взявшую в руки книгу и начавшую готовить уроки, пригласили к вахте. Сказали, что их кто-то ищет. Она была очень удивлена. Ждал красивый стройный парень.

«Меня зовут Кудайберген. Я из Актобе. Учусь в Казахском сельскохозяйственном институте. Сказали, что здесь проживают мои землячки, младшие сестры, поэтому и пришел искать…», — сказал он, улыбнувшись. Сами слова «из Актобе» с теплом донеслись до ее ушей. Обрадовалась, будто пришел с поисками свой родной брат. Они немного поговорили в аллее перед общежитием. Оказалось, что Кудеке (так ласково и почетно произносят имя Кудайберген), уже несколько раз приходил искать их.


Парни, с которыми он проживал в комнате, были из Семипалатинска. Конечно, они часто общались со своими земляками. И он тоже вместе с ними ходил на их встречи. Это был некий период для молодого парня, пришедшего из армии, когда он налаживал потихоньку учебу и присматривал себе будущую супругу. Среди Семипалатинских есть красивые и воспитанные хорошие девушки, все же он хотел себе супругу, хранительницу будущего семейного очага с той земли, родом откуда был сам. Вот он и расспрашивал, оказывается. Так и узнал от семейских девушек, что в общежитии педагогического института живут две девушки. В другие дни у него никак не получалось зайти и он мог сделать это только в субботу. А девушки в этот день пребывали в гостях. В итоге и наступил такой подходящий день, о котором рассказано выше.


Сноха

Постепенно, взявшись за ручки, начали чаще выходить на прогулки. Частенько посещали театр. Рядом с не многословным, очень честным, добропорядочным парнем она ощущала себя спокойно. После нескольких лет теплых, прекрасных отношений молодые решили связать себя семейными узами. Это был 1967 год. В то время отца и матери Кудекена не было в живых, оставшийся на месте отца брат Аязбай утвердил дату свадьбы на 5 декабря. Однако, его брат не смог приехать к этой дате и свадьба была перенесена на 6 января. Заказали столовую № 156 и с нетерпением ждали этого дня. Свадьбы тех времен начинались в 10 вечера и заканчивались около 6−7 утра. На свою свадьбу они приехали на автобусе. Да, на общественном автобусе. Все, кто был там, желали молодоженам счастья. На свадьбе было очень весело, может от того что большинство присутствовавших были студенты. Аязбай и его жена, приехавшие из села, испытывали взволнованные сопереживающие чувства. Молодежь натанцевалась от души. А какие песни там звучали! Утром же лица у молодоженов, возвращающих на трамвае в свою квартиру, сияли неописуемым счастьем.



В том же году Кудеке окончил университет. Миуа перешла на 4-й курс. Он являлся одним из самых одаренных студентов факультета и, уезжая в Министерство сельского хозяйства, вернулся с хорошими новостями. Там молодого специалиста встретили с большим воодушевлением. Вручили направление в совхоз «Аксай» вблизи города. Да, это тот «Аксай», который на сегодня стал одним из центральных микрорайонов Алматы, тогда был просто малым совхозом. Министерство также порадовали новостью, что в следующем году они планируют трудоустроить его к себе. В общем все шло бы как по маслу… «Мы предполагаем, но планы могут быстро меняться». В то же время из села прибыла супруга Аязбая с посланием для Кудеке. «Возвращайтесь в деревню!», — передал он. Слова старших в те времена не обсуждались, сразу же начали собираться в дорогу. Когда Миуа подала заявку на заочное обучение, руководители факультета были сильно удивлены: «Как же так? Лучшая студентка на факультете, и у супруга налажена была работа…». Но у женщин тех времен было иное понимание. Жена должна быть там, где находится ее супруг.


Брат Аязбай снова сыграл свадьбу уже в деревне. Кудеке устроился на работу в мастерскую по ремонту машин и тракторов при совхозе, а Миуа в школу. Директором школы являлся брат Аязбай, его супруга также работала в этой школе. У брата Аязбая 6 детей. То есть их самих 8 человек. С ними вместе уже 10 человек. Все они проживали в доме из 36 квадратных метров. В их доме при этом постоянно пребывали гости…


Вскоре родилась старшая дочь Гульзира. Чувствовалась теснота. Кудекен на тот момент стал главным инженером. Им полагался дом бывшего главного инженера, просторный, большой дом. Но брат Аязбай слова не проронил. И Кудеке сам не затрагивал тему отъезда. Он не хотел разочаровывать старшего брата, который стал ему тылом и поддержкой вместо отца и матери на тот момент. В итоге дом достался другому человеку.


Несколько лет спустя, когда освободился и подвернулся другой дом, его брат Аязбай, пригласив всех своих братьев и родственников дал им свое благословение. Он поблагодарил своего младшего брата и сноху, которые с уважением прислушивались к старшему и не шли поперек. Вскоре родился у них сын. Дали ему имя Канат. В те времена за родившей молодой женщиной не всегда приезжали мужья, в большем случае выписывали из роддома снохи-своячницы. После выписки, побыв три-четыре дня в доме друзей, приехал Кудеке. Он задержался по каким то делам и не смог выбраться.


Когда они добрались до дома, в глаза сразу бросилась колыбель. Изготовил ее по специальному заказу мужа деревенский мастер-ремесленник. Канат, после него новорожденная Нургуль спали в той колыбели. Эта колыбель стала благодатным, счастливым местом для Димаша, Раушан и Абильмансура. Дети братьев и родственников также спали в этой колыбели. Кутты бесик (Благодатная колыбель) — и на сегодня она является одной из самых священных предметов семьи. «Я хотела бы укачивать в колыбели ребеночка Димаша…», — проговорила с трепетом бабушка Миуа. Дай Всевышний сбыться этому чистосердечному намерению.





Бабушка

После окончания педагогического института им. К. Жубанова Канат начал часто рассказывать об одной девушке. Зовут Света, девушка из соседнего Темирского района. «Хорошая девушка!», — говорил сын. Такие вещи отцу и не расскажешь. Как стали явными намерения сына, дабы не застали ее врасплох, сразу же по приезду в Актобе у нее получилось удачно купить «серьги-самовары» (разновидность серег округлой формы). В то время был дефицит на такие вещи. Заказав заранее у лавочников-продавцов, получилось и кольцо после приобрести. Купила еще обручальные кольца. «А ведь и не знала примерного размера пальца руки. Даже если бы и знала, в то время не до выбора было, радовались тому, что получилось само кольцо приобрести», — рассказывает сейчас уже со смехом.


Дарига — сестра Светы жила по соседству. В один прекрасный день через нее передали сообщение ее родителям: «Мы бы хотели прийти свататься к вам…». Ответ не заставил себя долго ждать. «Ждем…», — передали они.


Встретили их со всеми почестями. Назначили дату свадьбы. В то время, согласно традициям, на свадьбе (со стороны невесты) не всегда могли присутствовать мужчины со стороны девушки. Но они нарушили эту «традицию». «Пусть придут все, ведь это большая радость…». Их счастью не было предела, когда прибывшую делегацию со стороны невесты возглавил сам сват Ермек. Это сейчас невесту встречают прямо у дверей, а тогда невесту приводили пешком за несколько километров. Как правило, за невестой отправляли несколько снох (жен старших братьев), но она (Миуа) вышла встречать лично, не придавая значения тому, что же подумают другие. Свадьбу провели весело, дружно, на ура.


Света привнесла в семью еще больше счастья. Воспитываясь у своей бабушки Зульфии, имея все качества искренней доброжелательности и будучи хозяйкой на все руки, Света очень понравилась всему роду. Молодая семья снимала квартиру и проживала в Актобе. Потому как Света была еще студенткой и ей не хотелось бы переходить на заочное обучение, так же как и она (Миуа апа) в свое время.


Вскоре родился малыш. Дед решил назвать именем Манарбек в честь друга, с которым они вместе учились в институте. Приехали в Актобе и поселились в доме Бактыгали Сандыбаева. Утром мама друга спрашивает: «Как ты хочешь назвать ребенка?». Несмотря на то, решение уже было принято, не желая отказать пожилому человеку, она сообщила мужу, что почтенная мудрая женщина, которой было за 90, сказала, что видела сон под утро, в котором старец передал ей, что нужно назвать младенца именем Мұхаммед. Кудеке, который с уважением относится к старшим, не стал противиться. Дома передал слова пожилой женщины, после чего Канат предложил: «Носить имя любимого Пророка огромная ответственность, это нелегко. Что, если выберем Дінмухаммед или Нұрмұхамбет…». И таким образом назвали малыша Динмухаммедом. Она до сих пор помнит момент, когда взяла маленького Димаша на руки. Господи, как же он был похож на дедушку.



Через несколько дней поехали в Ембу на новенькой волге Бактыгали. Когда ее отец Мубаракша женился на ее матери Шамсия, у него кроме скота были еще 150 серебряных монет. Серебряные монеты времен Николая (старинные). Несколько монет оказались у нее, из которых сделала себе сережки. Веря в приметы, сначала положила их в посуду с водой, где первый раз купали малыша, затем подарила их сватье Дине.


Малыш стал ее миром. Сразу взяла опеку на себя. И ночью за ним смотрела. Относила к маме только тогда, когда нужно было покомить. Когда исполнилось ребенку сорок дней, каждый хотел заполучить его первую распашонку (иткөйлек). Две женщины, у которых были только девочки, чуть не поругались даже. Приметы казахов настолько точны, что через год женщина, которой достался «иткөйлек», родила красивого мальчика.


Самое интересное началось, когда молодые собрались в Актобе. Как они будут смотреть за ребенком, когда сами еще дети? С другой стороны, неправильно, что единственный сын живет отдельно от родителей. Подумали и решили переехать в Актобе. Продали дом в Емба, Кудеке уволился из школы и переехали в областной центр. Сначала купили квартиру в многоэтажке, но из-за того, что у нее болели колени и тяжело было подниматься по лестнице, поменяли на частный дом.



В 47 лет уволилась с работы и полностью окунулась в процесс воспитания малыша. Димаш в пять лет пошел в музыкальную школу. Она отводила его пешком. У него был очень «сладкий» язык, все время задавал вопросы. Она не спеша отвечала ему. В школе он как-то поверг всех в шок, заявив, что мама родила его в 47 лет. Кудеке называл папой, а бабушку мамой. Родителей — Ағатай, Света апа. До сих пор так называет.


Когда Димаш закончил школу и поступил в университет в столице, они будто оказались одни в пустом доме. День и ночь думали о «младшем сыне». Извели Каната и Свету своими переживаниями.


В итоге купили квартиру и переехали к нему. Когда-то из-за Димаша приехали, теперь уезжали в столицу снова ради Димаша. Где бы не оказался, Димаш первым делом звонит бабушке. Как только слышит его «мамочка моя», слёзы сами бегут.


«Оказывается, человек привыкает ко всему. И к известности, и к почестям. Однако есть одна вещь, к которой невозможно привыкнуть. Это всхлипывание мамы со словами „жеребеночек мой“, когда я звоню ей. Каждый раз испытываю волнение, как в первый раз. Я готов свернуть горы, чтобы слышать эти слова снова и снова», — сказал как-то Димаш.


«Для человека нет роднее места, чем собственный дом, аға. Нет ничего прекраснее момента, когда утром просыпаешься и бежишь, чтобы обнять маму, которая на кухне возится», — говорит Димаш.



И Раушан, и Абильмансур выросли под крылом бабушки и дедушки. Слава Богу, между свекровью и снохой не было раздора, как это обычно случается. Сноха старается не портить ей настроение, а она никогда не обидит словом. Семья состоит из разных, незаметных глазу тонких частей. Отношения между родственниками, друзьями выстраивает всегда женщина. И счастье, и несчастье каждого человека, особенно женщины — от сказанного им самим. Нужно следить за языком. Поскольку в доме старшие, то и гостей бывает много. Однако, невестка всегда была приветлива. Встречает и провожает с улыбкой. Этого достаточно для счастья!


Сейчас общество казахов изменилось. Часто разводятся, даже появилась среди женщин поговорка «если в животе место нашлось, то и снаружи тоже найдется». Это неправильно. Казахи говорят: «замужняя дочь находится за ширмой двери». «Нельзя лезть в дела замужней дочери, потому что можно навредить», — говорит Миуа апа. Когда дочери выходили замуж, она сказала: «До сегодняшнего дня я вам дала все, что могла. Теперь мне невестка в доме ближе вас. Выйдя замуж, ставьте на первое место интересы семьи мужа. Не рассказывайте все нам, старайтесь решать сами». Может поэтому они никогда не жаловались. И свекр со свекровью, и муж уважают за это.


Сегодня Миуа апа общается с поклонниками Димаша через соцсети. На страницу в инстаграмм подписано более 47 тыс. человек. Иностранцев больше всего удивляет их совместное проживание. А она удивляется им. С кем же должны жить родители, если не с детьми? Кстати, когда Канат строил дом в столице, мысль остаться в Актобе, в своем доме среди родных, конечно, была. Когда сказали детям, они испугались. Канат со Светой сразу сказали, что тогда тоже останутся, зачем тогда дом строим. Про Димаша вообще промолчу. Димаш даже заявил, что после его женитьбы тоже будут все жить вместе. Дай Бог этому исполниться!



У Миуа апа есть два раритета, которые она очень ценит. Один из которых — ручная мельница, второй — казан. Один — память от матери, второй — от свекрови. Оба имеют свою историю. Ручная мельница — предмет, которым пользовалась свекровь. Видимо чувствуя, что проживет недолго (умерла в 54 года), она перед смертью попросила невестку Багилу отдать ручную мельницу жене сына Кудайбергена. Если когда-нибудь вам посчастливится оказаться в гостях у Айтбаевых, вы попробуете талкан (перемолотый жареный ячмень либо пшеница), сделанный на этой мукомолке. Мать Шамсия очень любила своего зятя. Всегда была на его стороне. Иногда она даже обижалась: «Как-будто ты родила не меня, а Кудайбергена». Эх, а ведь это были одни из самых ярких моментов жизни… И вот она привезла в их дом казан. Легкий казан, в который вмещалась туша целого ягненка. Этот казан тоже стал для них знаковым. Кстати, есть еще один казан. Его подарила абысын (жена брата мужа), когда они съехали из родительского дома. «Это уважаемые люди, до сих пор храню этот казан как хорошую примету», — говорит апа со слезами на глазах. Об этих раритетах дома часто говорят. Может поэтому, когда переезжали из Актобе, Света первым же рейсом отправила ручную мельницу и два казана. Они ведь как символ благополучия нашей семьи!




Источник.
Перевод подготовлен Евразийским фан-клубом Димаша Кудайбергена (ЕФК).
Полное или частичное использование перевода разрешается с указанием гиперссылки на ЕФК. Прямые репосты приветствуются.
Источник.
Перевод подготовлен Евразийским фан-клубом Димаша Кудайбергена (ЕФК).
Полное или частичное использование перевода разрешается с указанием гиперссылки на ЕФК. Прямые репосты приветствуются.
Интервью Статья Перевод ЕФК 2022