Секреты создания клипа Димаша «Qairan Elim»: компьютерная графика

ИНТЕРВЬЮ

Самые сильные по эмоциям кадры клипа — это поющий в огне Димаш, горящее пианино с музыкантом. От них сжималось сердце, хотя разум, конечно, подсказывал, что это спецэффекты, и «ни Димаш Кудайберген, ни Ренат Гайсин при съемке клипа не пострадали», как написали поклонники артистов в комментариях.

Как выполняются эти спецэффекты, какой квалификацией должны обладать такие специалисты, как проходила работа над клипом, редакции DK Media World EFC рассказал Максим Черных, который участвовал в создании спецэффектов в видео.
— Добрый день! То, чем я занимаюсь, называется цифровой композитинг* (digital compositing), таких людей ещё называют «композерами», но это, конечно, не единственное, на чем я специализируюсь.
Эта профессия собирает в себе достаточно большое количество навыков, таких как: колористика*, мачмув* (matchmove), ротоскоп* (rotoscoping) и анимация. Я считаю, что операторское искусство так же будет большим плюсом (так как откроется понимание того, как работает камера, и как в целом складывается картинка на выходе из неё).
Навыки 3D художника тоже дадут огромный плюс. В последнее время стало появляться всё больше так называемых «генералистов». Это те люди, которые совмещают выше перечисленные навыки. Я считаю себя в своем роде генералистом, так как я тоже обладаю многими умениями, поэтому я решил, что лучше развивать все грани в себе, нежели какой-то определенный навык. И мне очень интересно повышать свой скил (skill — навык) и обучаться чему-то новому.
Мой путь в профессию был достаточно длинным. Я прошёл все этапы создания контента, начиная от съёмочной площадки, заканчивая постпродакшеном* (postproduction) в крупной студии.
Первое, чем я занимался — это держал микрофон, я был бум- оператором (оператор, который держит «бум» — большой микрофон на палке), работал на телеканалах звукооператором, затем познакомился с видеоинженерами, занимался видеомонтажом. После всего этого начал снимать самостоятельно видеоклипы и рекламные ролики. Как раз на последнем этапе меня заинтересовал моушен дизайн* (motion design), ну и в целом компьютерная графика.
Потом я работал на студии в Алматы, где и познакомился с профессией композера (composer). Мне удалось поучаствовать на разных проектах, таких как: «Легенда о Коловрате», «Дуэлянт», «Томирис», «Кома», «Калашников», «Герой», «Аванпост». Кроме этого, я делал анимацию для брендов Raffaello, Twix, Lays и Coca-Cola. Заказы поступают с разных уголков мира. Я также сотрудничаю с разными студиями, которые занимаются спецэффектами для кино и рекламы.

Часто ли Вам приходиться «поджигать» кого-нибудь? И какие эффекты у клиентов самые любимые?

— Самые любимые эффекты у заказчиков — это, в основном, так называемый «клинап» (clean up — чистка от мусора в кадре) и интеграция рекламных баннеров внутри видео.
Людей, конечно же, нечасто приходится поджигать, в основном, любят добавлять кровь и вылетающие зубы от ударов, ну, или же просят набросать трупов на дно реки).

Из каких этапов состоит процесс визуального перевоплощения? Насколько это сложно и трудоемко?

— Вкратце об этапах работы: всё начинается с того, что режиссёр проекта рассказывает свою идею, затем начинается сбор референсов (необходимых элементов), дальше идёт этап раскадровки, на котором появляется некий визуальный образ (концепт). Он утверждается режиссёром, и после уже в черновую переносится на видеоматериал для первого превью (preview — просмотр), делаются какие-то правки, что-то дорабатывается или же пересматривается, в результате появляется готовый материал.
Над клипом работала целая команда, все они выполняли отдельные задачи: монтаж, работу над звуком, графику, кто-то красил клип. Иногда это делается комплексно, а бывает, даются отдельные кадры для работы, как в этом случае.

Мы, конечно, поняли, что Димаш не горел, хотя выглядело это очень правдоподобно. Какие еще сцены были анимированы? Горящее и обугленное пианино — это тоже анимация?

— Димаш, конечно же, не горел, всё это делалось с помощью компьютерной графики: где-то всё выглядит очень натурально, а где-то графика выдаёт себя.
В конце, когда Димаш заканчивает петь, и мы видим, что он полностью обгорел, на лицо и руки музыканта добавлялась текстура с помощью той же графики, чтобы усилить эмоциональный эффект, и как-то обыграть тот момент, что он действительно «сгорел» во время исполнения песни. Графика также присутствует в кадре, где падает капелька крови с инструмента музыканта.
Пианино же действительно поджигали во время съёмок, музыканту приходилось играть на горящем инструменте, на этот раз эффект обгорелости достигался с помощью грима (это сделано, потому что музыкант двигается достаточно быстро, и наложить графику не представляется возможным, и да, у внедрения графики в отснятый материал есть свои ограничения).

Насколько трудоемкой была Ваша работа: сколько человек работали над спецэффектами, и сколько времени ушло на это?

— Сложностей в работе никаких не возникало, всё прошло очень гладко, единственное — дали достаточно мало времени на работу. Задачи были конкретно поставлены, и креатива с нашей стороны практически не было. Я очень люблю, когда мне предоставляют свободу действий, дают креативить, вносить какие-то свои идеи.
Доработок было минимум: где-то просили чуть больше облачков добавить, где-то поменять позицию и размер молнии, что-то под музыку подбивалось, к огню же никаких претензий не было.
Над спецэффектами работало три человека, изначально вообще двое, я подключился в последний момент, где-то за два дня до релиза. В общем, на все эффекты ушло около пяти дней. Каких-то супер-задач перед нами не стояло, всё было максимально прозрачно и не трудоёмко.

Привнесло ли дополнительную ответственность то, что это клип Димаша? Знакомы ли Вы с другими его музыкальными видео? Что думаете о его творчестве? Вам понравился в итоге клип?

— Мы очень ответственно подходим к работе, ведь ее видят миллионы человек. И это видео не было исключением.
До этого я видел Димаша только на телешоу, но после работы над клипом у меня появился интерес, и я, конечно же, ознакомился с его другими музыкальными видео.
Мне самому клип безусловно понравился, до мурашек! Я читал комментарии, смотрел кучу реакций на него: все хвалят, один позитив, и это не может не радовать!
Меня охватывает чувство гордости, когда мои соотечественники добиваются определённого успеха в своей сфере. Желаю Димашу продолжать в том же духе и достигнуть ещё больших успехов!

Цифровой композитинг (digital composing) — совмещение двух и более изображений, полученных в разное время или в разных местах, в одном кадре. Кроме оригинальных изображений, снятых камерой, при композитинге могут добавляться CGI графика, синтезированная компьютером, и текстовое оформление. На этой же стадии видеопроизводства происходит удаление ненужных деталей и объединение разных слоёв компьютерной анимации.

Колористика (раскраска) — техники цветокоррекции видеоматериала.

Мачмув (matchmove) — специальная техника, которая позволяет внедрять и правильно располагать компьютерную графику в отснятом видео.

Ротоскоп (rotoscoping) — фотоперекладка, в современных технологиях наложение маски на динамические, движущиеся объекты (зачастую это люди или транспорт) в статическом окружении, сцене (улица или декорации) для последующего отделения и обработки. В декорациях при помощи фотоперекладки и композитинга можно «продублировать» людей и добавить декорации, созданные при помощи 3D-графики, что существенно удешевляет съёмку.

Постпродакшн (postproduction) — период обработки видеоматериала после съёмок эпизодов фильма, подготовка и изготовление компьютерных объектов, редакция, монтаж, озвучивание и обработка материала фильма.

Моушен дизайн (motion design) — анимационное оформление статических изображений.