«Традиции и обычаи казахов. Рождение ребенка»
КАЗАХСТАН
У каждого народа есть свои обычаи, которых люди придерживаются испокон веков, и казахи не исключение. Конечно же, современное поколение не так привязано к различного рода ритуалам, однако узнать о них никому не помешает.
Жизнь человека с момента его появления состоит из определенных этапов. В культуре казахского народа существует особая хронология праздников, которые сопровождают человека до определенного времени. Принято считать, что в жизни каждого казаха имеют место 12 тоев. Начинается все с момента рождения.
Шілдехана. Той в честь рождения ребенка
Первый праздник новорожденного, который отмечается у казахского народа — это «шілдехана», сопровождающийся несколькими обрядами.
Рождение малыша — это радостная весть не только для самих родителей, но и для всех близких.

Раньше, когда не было мобильных телефонов, счастливые папа и мама посылали к родственникам гонца, сейчас же о счастливом событии родные узнают очень быстро.
Семья собирается за праздничным столом и дарит ребенку первые подарки. В этот день принято играть на домбре и громко петь ритуальные песни, чтобы злые духи не навредили ребенку.
Бесікке салу. Укладывание в колыбель
На третий день после рождения ребенка его впервые можно класть в колыбель (бесiк).
Затем кроху помещают в кроватку и накрывают семью ритуальными вещами (обязательно для девочки — платки, ткань, а для мальчика — шуба, шапан). В колыбель также кладут расческу и зеркало (для девочек) или узду (для мальчиков).
Перед этим проводится специальный ритуал. Бабушка малыша окуривает кроватку целебными травами, пеленает ребенка и перевязывает его лентами.
Қырқынан шығару. Проведение 40 дней
До наступления 40-го дня нельзя стричь волосы и ногти малыша, так как считается, что это защита от злых духов. Малыша до этого срока не показывают посторонним. В течение 40 дней возле колыбели малыша горит свет, чтобы отогнать нечисть от новорожденного.
На 40-й день устраивают смотрины, торжественно купают малыша в соленой воде, стригут волосы и ногти. В воду бросают серебряные украшения — серьги, кольца, браслеты.
Интересно, что обряд проводят немного в разное время для мальчиков и девочек. Так, для будущих мужчин подходит 39-й день. Считается, что так малыш вырастет более смелым. А вот для девочек обряд проводят на 41-й день, чтобы они были послушными.
После того, как ребенка искупают, эти украшения раздают гостьям. Также устраивается праздничный ужин.
Ат қою. Присвоение имени ребенку
Право выбора имени предоставляется старшим, то есть бабушкам и дедушкам в знак уважения. Мулла или почетный аксакал шепчет малышу на ухо его имя, а также читает азан (строчки из Корана). Родители благодарят старейшин подарками.
Тұсау кесу. Перерезание пут
Еще одним интересным обычаем считается перерезание пут. Он проводится, когда ребенок начинает ходить. Считается, что этот обряд помогает ускорению физического развития ребёнка.

Ножки малыша связывают специальным черно-белым шнуром. Это означает, что в жизни каждому человеку встречается и добро, и зло, бывают и черные, и белые полосы, но все их надо пережить — перешагнуть. У казахов есть также притча «ала жiптi аттама» — «не переступай черту», остерегающая человека от неправильных поступков.
Считается, что все эти качества перейдут ребёнку. Ребёнка ставят на белую дорожку, в конце которой кладут различные предметы. Избранный родителями достойный, уважаемый человек торжественно перерезает путы, берёт ребёнка за обе ручки и проходит с ним несколько шагов.

Перед ребёнком кладут различные предметы. Например: домбру, ручку, деньги.

Ребенок обязательно возьмёт один из предметов.

Считается, если ребёнок возьмёт ручку, то будем учёным, если домбру, то музыкантом, если деньги, то бизнесменом.

Ритуал тұсау кесу символизирует открытие жизненного пути.
Ритуал начинается с перерезания пут. Обычно это делает человек, который успешен и удачлив в жизни либо со счастливой судьбой.