«Традиции и обычаи казахов. Свадьба»

КАЗАХСТАН

Меняются нравы и мышление людей, время диктует свои условия, но традиции и обычаи народов не забываются. Даже в нашем современном мире всегда найдутся люди, которые продолжают чтить и соблюдать обычаи своих предков. Не является исключением и казахский народ. У нас всегда были и остаются свои устоявшиеся традиции и обычаи проведения свадебных церемоний.

Казахские свадебные традиции — это огромная череда обрядов, начинающаяся со сватовства и не заканчивающаяся даже после свадьбы. Также, это множество неписаных правил, обычаев. И, естественно, одно из важнейших событий в жизни любого казаха. В прошлом бывало, что заключались и ранние браки. Были также союзы, заключаемые между семьями еще до рождения будущих супругов. Иногда совершались похищения невесты, если ее родители были против свадьбы.
Сегодня в Казахстане некоторые свадебные традиции утратили свою силу. Кража невесты нынче уголовно наказуема, также запрещены ранние браки.

Но всегда в Казахстане соблюдался запрет на брак между представителями одного рода, имеющих родственную связь хотя бы до седьмого колена. Поэтому многие казахи знают свою родословную до седьмого предка.

В каждом регионе Казахстана существуют свои особенности проведения обрядов. В восточной, западной и южной части страны традиции и обряды ещё сохраняются, тогда как в северном регионе Казахстана многие традиционные обряды до наших дней дошли в упрощенном варианте.
Қыз айттыру
В былые времена родители юноши заранее подыскивали ему невесту. Зачастую семьи, хорошо знающие и уважающие друг друга, договаривались стать сватами ещё до рождения детей. Этот уговор именовался бел құда — сватовство до рождения. Иногда детей могли сосватать ещё с колыбели — бесiк кұда.

Также родители могли искать невесту сыну юношеского возраста.
Это происходило так: человек со стороны жениха приходил в дом, где им приглянулась девушка, для того, чтобы узнать, какого рода девушка (как известно родственные отношения у казахов учитываются до седьмого колена), не сосватана ли она с детства за кого-то другого, подходят ли семьи друг другу по статусу.

Иногда человек, женивший сына на дочери свата, сам выдает свою дочь за сына своего свата. Их так и называют қарсы құда — взаимный сват. Люди, продолжившие свое сватовство, то есть, ставшие дважды сватами, называются сүйек жаңғырту, это значит, что род продолжился, укрепился.

Также могли осуществляться браки между родами. Например, если у семьи уже имеется старшая невестка из определенного рода, то для младшего сына могут подыскать невестку из того же рода, что и старшая невестка. Это называется құда жаңғыру, то есть, укрепление или продолжение рода.

Если обе стороны удовлетворены всеми надлежащими условиями, то сторона жениха просит разрешение на сырға салу и құдалық. И далее обговариваются последующие действия согласно традициям. Всё это относится к обычаю қыз айттыру, значит, эта девушка уже чья-то нареченная.
Құдалық. Сватовство
Наиболее важная и обязательная часть брачного обряда.
Выбор сватов — это тоже специальный ритуал. Их список обсуждают всей семьей, это важное событие и важная миссия, все относятся ответственно к церемонии сватовства. С обеих сторон делегацию возглавляют самые старшие в семейно-родственной группе, которых именуют бас құда — главный сват.

На құдалық собираются сваты и договариваются обо всех нюансах свадьбы: дате, месте проведения, количестве приглашенных гостей и т.д. Сваты одаривают друг друга ценными подарками — киiт. Подарки различаются по статусу и степени родства. Самые дорогие и ценные подарки получают родители жениха и невесты. Менее ценные подарки получают остальные участники құдалық. Это может быть скот, дорогие меховые шубы, костюмы, ювелирные украшения.
Еще один вид раздачи подарков — это қоржын или қалта.
Қоржын — это квадратная сумка, расшитая орнаментом. В нее кладут сладости, спиртное, фрукты, украшения. Заглянув в современный қоржын, можно найти коньяк, элитный шоколад и брендовую косметику. Подарки из қоржын раздают женщинам, участницам вечера с пожеланиями, чтобы и их дети благополучно женились, выходили замуж с таким же торжеством.
При успешном договоре и решении всех вопросов по свадьбе сватам подается специальное блюдо қүйрық бауыр (кусочки сваренного жира и печени, нарезанные маленькими кусочками или пластами) в знак успешного проведения құдалық.
Бауыр — печень. Печень у казахов имеет особое значение, так как связана с кровью, родством. Казахи даже не родного человека могут назвать «бауырым». Это означает, что данный человек очень дорог, как друг, как брат.
Современные казахи стали практичнее и в сватовство теперь входят еще несколько обрядов. Один из них – сырға салу – своеобразное «окольцовывание» невесты. Мать жениха или уважаемая родственница семьи надевает серьги на будущую невестку, тем самым закрепляет ее новый статус. Ко всему прочему сторона жениха одаривает близких родственников невесты золотом. Обычно это кольца, серьги, броши, колье, часы.
Во многих регионах Казахстана сохранился обычай давать за невесту қалын мал — калым. Калым выплачивается деньгами, дорогими украшениями, скотом.
Қыз ұзату. Проводы невесты
Перед основной свадьбой сторона невесты должна устроить қыз ұзату — проводы невесты. Раньше за девушкой сваты приезжали в количестве 5-7 человек (нечетное число), а то и больше. Среди них бас құда (главный сват), құдалар (сваты) и друг жениха (здесь свидетель). В северных и центральных областях Казахстана за девушкой ехали только мужчины. Сваты обычно прибывали вечером. С момента их прибытия начинался той: игры, песни, увеселения, положенные по традиции кәде (подарки, презенты). Близкие родственники девушки официально приглашали сватов в тот день в гости.
В наше время қыз ұзату обычно проводят в ресторане. Жених приходит первым и с букетом цветов ожидает невесту. Входит невеста, жених преподносит ей букет. Самый старший и уважаемый читает бата — благословение и начинается той.
На проводах невесты исполняется обрядовая песня Жар-жар — наставление девушке, уходящей в другую семью.
Жар-жар традиционно исполняется после завершения всех развлечений, связанных с проводами девушки, перед самым её отъездом. Однако ныне Жар-жар поётся не только на проводах невесты, но и непосредственно на свадьбах и носит характер театрализованного представления.
В конце қыз узату тойы невеста проходит главный обряд этого дня ақ жол — светлая дорога. Девушка должна пройти по белой тканевой дорожке. Гости становятся полукругом или в две линии, невеста обходит гостей, как бы прощаясь с ними. Ее главная задача — ни разу не оглянуться в прошлое, смотреть только вперёд. У конца ақ жол ее ждет жених и его мама, которая одевает на невесту белый платок, а жених берет ее на руки и увозит в свой дом, также не оглядываясь назад.
Тем, кто не смог приехать на празднование қыз ұзату передают сарқыт — долю с дастархана.
Қыз сыңсу — обрядовая, прощальная песня, исполняемая невестой, песня-плач девушки, которую навсегда уводят в другой дом, в другие края. В этой песне невеста прощается с близкими родственниками, выражает благодарность за воспитание, за счастливое детство. На современных свадьбах эту песню могут петь подруги невесты или приглашенный певец.
Үйлену той. Основная свадьба. Свадьба со стороны жениха
На этом этапе все действующие лица могут гордиться хорошо проделанной работой, потому как впереди кульминационное событие — свадьба.
Беташар. Открывание лица невесты
Один из концов этого платка привязан к домбре, на которой певец — импровизатор (жыршы) начинает исполнят беташар жыршы, попутно знакомя невесту с родителями и родней мужа. Невеста приветствует каждого из них поклоном, а те в свою очередь в специальную посуду кладут деньги за смотрины (көрiмдiк). Жыршы также одаривается деньгами.
До беташар лицо невесты закрыто специальным белым платком. В зал ее выводят снохи (жеңгелер), держа с обеих сторон под руки.
По окончании церемонии жыршы открывает лицо невесты, что является логическим завершением обряда. Вот теперь начинается свадьба.
Келін шәй. Чай из рук невестки
К чему должна быть готова келiн — невестка?
Жена остается в доме мужа, и теперь она полноценный член новообретенной семьи. Гости разъехались, а у невестки появились новые обязанности. Согласно устоявшейся традиции, келiн должна пройти итоговую полосу препятствия — совершить келін шәй, то есть напоить чаем родню мужа и почетных сватов. Келiн демонстрирует родне мужа свои навыки.
Самые искусные келiн обладают фотографической памятью, поэтому ни за что не перепутают пиалу, да еще и угадают любое пристрастие участника застолья. Новую келiн гости одаривают деньгами или украшениями.
Казахские свадебные традиции различны — каждый регион славится своей оригинальностью, что порождает вариативность норм. Тем не менее, большая часть из перечисленных традиций и обрядов сохранилась до наших дней и практикуется повсеместно.