ШОУ — ЭТО ЖИЗНЬ

ИНТЕРВЬЮ

Интервью с режиссёром-постановщиком шоу «Рапсодия льда» на ВТБ-Арена 3 ноября 2019 года Алексеем Сеченовым.

3 ноября 2019 года на стадионе «ВТБ-Арена» состоялся Юбилейный вечер Игоря Яковлевича Крутого с участием звезд оперной музыки и фигурного катания.

Это невероятное по красоте шоу, в котором все было на высочайшем уровне: музыка, голоса, танцы на льду, режиссерские находки, визуальное оформление, спецэффекты.

Те, кому посчастливилось быть в тот вечер на ВТБ-Арена, не смогут забыть этот великолепный концерт. Вот лишь некоторые отзывы благодарных зрителей под его телевизионной версией, опубликованной на канале YouTube Игоря Крутого:

«Невероятной красоты и профессионализма шоу!», «Этот концерт достоин войти в сокровищницу Мирового Высокого Искусства!», «Огромное спасибо всем, кто подарил нам этот великолепный праздник!», «Absolutely EPIC!!!!».

Режиссёром этого потрясающего действа выступил Алексей Геннадьевич Сеченов — один из самых востребованных режиссеров-постановщиков в России на сегодняшний день. Его компания Sechenov.com не просто создает грандиозные шоу любого масштаба, включая Олимпиады. У проектов Сеченова всегда есть высокая цель: «сделать зрителей лучше, добрее, живее». На наш вопрос о секрете успеха, Алексей Геннадьевич ответил: «Если работе уделять 24 часа в сутки, то это очень закономерный результат. Хорошо работать — это нормально».

Отличная команда — это тоже залог успеха. А команда у Сеченова «классная»: это лучшие специалисты в области сценографии, сценической инженерии, хореографии, графического дизайна, телевизионной съемки из России, Европы и США. Это люди, с которыми он работает уже много лет и живет «на одной волне».

Для команды Сеченова не играет никакой роли «ставить коммерческое шоу или государственное, на льду или на сцене, на стадионе или в театре», количество зрителей, размер площадки и прочее. Как говорит Алексей Геннадьевич: «важен тот смысл, те цели, которые ты закладываешь, те мысли, которые ты воспроизводишь, и как бы разговор со зрителем, его удивление». В основе лежит образ, сюжет, литература.

Алексей Сеченов согласился побеседовать с творческой редакцией Евразийского фан-клуба о создании этого потрясающего шоу и любезно ответил на все наши вопросы. Благодарим!
— В декабре 2018 года Игорь Крутой объявил о своем юбилейном вечера, который должен был пройти на льду. Как родилась эта необычная идея? Кто был инициатором, как Вы стали режиссером-постановщиком этого шоу, и почему именно труппа Ильи Авербуха получила возможность принимать участие в этом мероприятии?
— Эта идея — совместить свою музыку с танцами на льду, безусловно, принадлежит Игорю Крутому. Он ее задумал давно. Когда он предложил мне стать режиссером-постановщиком этого шоу, мы придумали этот мир, где музыка сочеталась со льдом, вместе с Ильей Авербухом — одним из лучших хореографов-постановщиков балета на льду.
— Алексей, Вы сказали, что в создании шоу первоначальны литература, жанр, идея. Вы сами пишете сценарий? На что опираетесь? Это совместный проект креативной команды, или Вы — автор идеи, сценария? Расскажите, как устроен творческий процесс создания сценария постановки?
— У нас есть алгоритм написания сценария: вначале происходит некоторая накопительная база, ты должен собрать материал, который будет в дальнейшем работать на твой сценарий. Нужно создать этот мир, в котором будет происходить та или иная жизнь, в данном случае, театрализованная постановка, мир для героя.

Накопительная база зависит от темы и формата шоу, например, событие такого рода, как открытие Универсиады, Олимпиады и больших мероприятий требует общения с историками, археологами, литераторами, философами, изучение музеев, изучение архивов. И это всё затем станет ступеньками, так сказать, кубиками в большом паззле, из которых собирается сценарий.

Конечно, первоначальна идея — я обязан сформулировать, чему будет посвящаться тот или иной сценарий. Далее, существует большой редакторский отдел, вовлечённый в создание сценария, в котором происходит рассмотрение всех идей. Они бывают настолько сложны, тонки, что требуется коллективное обсуждение, чтобы сделать правильный вывод. В финале построение эпизодов и общей концепции сценария зависит полностью от меня. Это связано, прежде всего, с ответственностью, а ответственность — это финальный результат.
— Скажите, Алексей, что было в этом шоу для Вас самым сложным, а что вызывало наибольший интерес и азарт? Какая была самая сильная мотивация?
— Самое сложное — создать мир, в котором гармонично будет совмещаться жизнь, музыка, стихи, исполнитель, постановка танцевального номера. Жизнь устроена так, что всё меняется, передвигается, как и в нашем шоу. Здесь есть номера, в которых одни исполнители летят по воздуху, а другие в это время передвигаются по льду, всё это гармонично связать — и есть самая большая сложность, чтобы объединить в одно целое: музыку, стихи, исполнителей, балет на льду. Именно это и вызывало азарт, и мотивировало: создать мир.
— Кто придумывал истории номеров, Вы или Илья Авербух? Если Вы, то на чем они основывались — на тексте, музыке, вашей фантазии? Должны ли были эти образы сложиться в единое целое? Какова была общая идея, концепция шоу?
— Литературу в номерах придумывал и писал я, ставил Илья. Идея номера, безусловно, рождалась из музыки. Что является основным ключом? Для меня слово «шоу» — это обозначение слова «жизнь». Во всяком случае, на данном этапе. Жизнь многогранна, в ней присутствуют разные настроения. Но здесь мы ещё столкнулись с таким интересным фактом, как время. Шоу было разным с точки зрения исторических аспектов. Мы то перемещались в начало 20-го века, то оказывались в середине 20-го века, то попадали в историю литературных персонажей, таких как Демон Лермонтова, Анна Каренина Льва Толстого, то уходили в художественные образы, принимая за основу искусство Кандинского, Репина, Серова. Общая идея — жизнь, она многогранна. Есть ли у жизни общая идея? Наверное, есть, но, по-моему, человек эту тайну еще не разгадал.
— Насколько сложно было работать двум режиссёрам, и как были разделены ваши обязанности?
— Всё было прекрасно, и не было никаких сложностей. Илья — прекрасный профессионал, и он занимался хореографией, постановкой номеров.
— Шоу — это ваше детище, а не любимых детей не бывает… И всё же… Работа над каким номером доставила особое удовольствие? Были ли сложные для Вас номера? Какие и почему?
— Безусловно, шоу состоит из номеров, но я его воспринимаю целиком. Для меня внутренне оно имеет начало, середину и финал. Поэтому я его воспринимаю целиком и полностью, со всеми его подъёмами, со всем его интимным содержанием, эпичностью и вкрадчивостью. Это шоу похоже на жизнь, а жизнь — она разная. Один день чёрный, другой день — взлёт, слёзы или смех. Шоу, как и жизнь, состоит именно из этого, из разных эмоций.
— Насколько сильно влияет личность фигуриста и певца/артиста на создание образа? Делались ли постановки номеров фигуристов с учетом их артистизма, с учётом актерских и вокальных особенностей певцов, или это были обкатанные программы, подобранные под данные музыкальные произведения?
— Все номера в этом шоу были оригинальные. В создании номера используются все компоненты, то есть, что за песня, кто поёт, кто танцует. И на основе этого спектра, всей массы создаётся номер, создаётся литература. Безусловно, учитываются стихи, настроение произведения.
— Скажите, пожалуйста, кто и насколько заранее решал, какие номера будет петь тот или иной артист, с кем в дуэте или в трио будет петь Димаш? Ведь для постановки номеров нужны записи этих произведений. Расскажите, как это делают на практике?
— Программа составлялась вместе с Игорем Яковлевичем Крутым. Он, как никто, лучше знает, как строится его внутренний музыкальный мир, тот музыкальный спектакль, который создан в его душе.
— У зрителей в зале была не простая задача следить за прекрасными певцами и великолепными фигуристами одновременно. Как найти золотую середину, чтобы зритель не чувствовал себя перегруженным?
— Это создание такой гармоничной среды, чтобы зритель был погружён в этот мир, чтобы он стал его частью. Тогда у зрителя не будет шанса не досмотреть, уйти, сказать слово «скучно». Он будет частью этого мира. Здесь важна не только слышимость, но и комфортность восприятия зрителем музыки. Когда человек присутствует на такого рода шоу, безусловно, помимо слушания музыки, ему надо ещё и поделиться со своим близким, сидящим рядом. Должна быть гармоничная атмосфера: с одной стороны, я слушаю музыку, а с другой стороны, могу поделиться с вами моими мнением, ощущениями, и одно другому не мешает.
— Творческий вечер Игоря Крутого открывал Димаш, летящий на платформе с одного конца арены в другой. Смотрелось это очень величественно и соответствовало эпичности исполняемой Димашем «Olimpico». Кому и как пришла эта идея, было ли сложно ее воплотить в жизнь, и какие меры для безопасности артиста были приняты? Как же перемещается такая платформа потом по льду?
— В голову она пришла режиссеру-постановщику этого шоу. Можно создать мир, в котором мы движемся по льду, летаем по воздуху. Это как наша жизнь — она тоже гармонично заполнена любыми силами. То же самое и здесь. Мера предосторожности? Безусловно, у Димаша была страховка.
— Откройте секрет, как эта платформа летает?
— Как летит? Я не думаю, что это интересно, это технический вопрос, здесь нет чуда: рельсы, лебёдки, тонны передвижения, всё это методика, просто надо знать и пользоваться грамотно.
— Как же двигалась таблетка по льду?
— Эта платформа двигалась на специальных радиоуправляемых телегах, которые могут тащить на себе до тонны, и главное было — это сделать их резину шипованной) а для этого мы вбили в нее более 10 000 скоб)))
— Расскажите нам о номере «Ulisse», почему под композицию на итальянском языке танцует пара в русских национальных костюмах?
— Логика построения сценария номера «Ulisse» заключалась несколько в другом. Первая песня шла «Olimpico». В основу сценария была положена картина «Девятый вал» Айвазовского. «Ulisse» же был продолжением сюжета этой картины. Здесь в качестве основы была взята картина Репина «Садко», когда он оказался на морском дне. Поэтому сценарная логика была такова: вначале на море — буря, шторм, а потом посещение Посейдона.
— Песня «Знай» звучит в исполнении Димаша практически каждый раз по-новому. Она даёт большое поле для фантазии. Какая идея легла в основу вашей режиссерской версии?
— В основу концепции для номера на песню «Знай» мы брали эстетику живописи Василия Кандинского.
— Номер с Хворостовским впечатлил, и поэтому хотелось бы узнать, что должен был увидеть зритель Вашими глазами, и как возникла сама идея этого глубокого, трогательного номера?
— Сложный вопрос, конечно. Что мы знаем о памяти? Как мы можем чувствовать память? Этот номер посвящен памяти, а с другой стороны, для тех людей, которые знали Дмитрия, он посвящен воспоминаниям. Игорь Яковлевич сказал, объявляя номер: «он жив, он с нами». Дмитрий — это величественная личность, обладающая уникальным талантом, небесной красотой. Да, этот номер посвящён его памяти.
— Алексей, давайте вернемся к номерам, в которых был задействован голос Димаша. «Passione» является одной из сложнейших по содержанию композиций. Поделитесь с нами, пожалуйста, идеей, вложенной в эту постановку, так блестяще исполненной Т. Навкой и Р. Костомаровым.
— За основу номера была взята поэма Лермонтова «Демон», а визуализация была основана на картине Серова «Демон», где Татьяна играла Тамару, а Костомаров играл Демона. И произведение «Passione» было раскрыто, как история Тамары и Демона, где она в результате превращается в небесного ангела, а Демон отвержен.
— Это родилось из музыки?
— Да. Это родилось из музыки. Эту историю навеяла именно музыка.
— Сидя в зале и видя уровень этого шоу, невольно задаешься вопросом, сколько времени ушло на создание этого зрелища? А также, в каком соотношении к шоу на ледовой арене стоит телеверсия? Что более трудоёмко и требует больших затрат?
— Само шоу создавалось около полугода. Что же более затратно: телеверсия или само шоу? Одно не бывает без другого. Если шоу прекрасное, то телеверсия обязана быть прекрасной.
— После монтажа ТВ версии у Вас с Игорем Крутым «бегали мурашки по коже», как он говорил в своем видео в Инстаграм. Почему? Что должно произойти, чтобы вызвать у Вас этот эффект?
— Ха, ха… Вообще это прекрасно, когда у нас бегут мурашки по коже. Это значит, что шоу получилось. Надеюсь, что эти мурашки от нас перебегут к зрителям.
— Понятно, что работа над такими зрелищными мероприятиями, которые Вы ставите, требует не только умения, фантазии, навыков, но и знания современных технологий. Как Вы следите за развитием и появлением в мире шоу новых технологий? Что предпринимаете, чтобы быть на шаг впереди конкурентов?
— Сложный вопрос. Только использование той или иной технологии — это путь фактически в никуда. Технологии нужно сердце, ей нужна кровь, ей нужна мысль, что бы она была направлена в правильное русло. Величайший спектакль и величайшее шоу для меня то, когда зритель не замечает, как это происходит. Он оценивает только «хорошо» или «плохо». Самая шикарная технология та, которая не заметна. Для меня это крайне важно.

Знаете, это важно, чтобы зритель пришёл и, как будто, роман прочитал. Он не замечает даже, как листаются страницы. Он не замечает, что слова созданы из букв, а предложения связаны словами. Он этого ничего не видит, а только впитывает в себя мысль, идею, смысл, сопереживает герою. Вот это для меня самое важное. Технология — это вещь, которая должна быть спрятана. Она должна работать на мысль, на идею, на литературу.
— В этот раз в шоу были задействованы неординарные оперные голоса. Как Вы учитывали это, и что пришлось сделать, чтобы акустика на ледовой арене соответствовала уровню музыкального содержания?
— У нашей команды довольно большой опыт работы со сложными музыкальными произведениями, где присутствует большой симфонический оркестр и большой хор. Это вопрос опыта. Это сложно, но это опыт и довольно длительная подготовка с точки зрения настройки звука.
— У хористов и музыкантов были ноты, а где же суфлеры для певцов? Вы их хорошо спрятали, но все же, приоткройте тайну))
— Тут тайны нет. Все исполнители знают слова песен. За исключением Лары Фабиан. Для нее суфлер был сделан на диодной строчке, которая расположена по периметру стадиона.
— Алексей, на вашем счету не одно шоу, в котором принимал участие Димаш Кудайберген, фан-клубом которого мы являемся. Расскажите нам, пожалуйста, когда Вы узнали о его творчестве, и при каких обстоятельствах? Когда произошло Ваше личное с ним знакомство, и какое он произвёл на Вас впечатление?
— Меня познакомил с ним Игорь Яковлевич Крутой. Дальше была первая работа — это Открытие 2-х Европейских Олимпийских Игр в Минске, где он был приглашён в качестве хедлайнера. Эта работа была на большой стадион, европейская аудитория. Композиция, которую он исполнял, — это был фундаментальный номер, параллельно с его песней несли Олимпийский Европейский флаг и после именно этого номера его поднимали.
— Какое впечатление он на вас произвел?
— Сказать впечатление — это мало, это не впечатление. Димаш, с одной стороны, это довольно удивительная личность, а с другой стороны, необыкновенный молодой человек, обладающий на данном этапе гипер-талантом. Он не только обладает уникальными данными, он обладает внутренней подачей, энергетикой.
— Есть ли у Вас любимое произведение в репертуаре Димаша? Какую музыку Вы предпочитаете слушать в свое свободное время? Какие Ваши любимые артисты и композиторы и почему?
— Это сложнейший вопрос. Начну с первого. Могу сказать, что именно после последнего шоу Игоря Яковлевича я влюблён в песню «Passione», в неё и в создание этого номера. Мои вкусы чрезвычайно широки, но с другой стороны довольно функциональные. Я слушаю всю музыку, которая меня на тот или иной момент жизни вдохновляет, помогает, ориентирует в работе. Поэтому репертуар, который я слушаю, чрезвычайно широк, от классической музыки до рок-баллад. А ещё мне нравятся всевозможные саундтреки. Но у меня нет такого, что бы были любимые композиторы. Хочу сказать, что у любого композитора, у любого артиста есть своя подача, своя харизма, свой интерес, своё место в жизни. И, безусловно, он кому-то нужен и необходим.
— Сколько времени длилась репетиция Димаша за день до шоу и сколько в день самого шоу? Для чего они были нужны?
— Во-первых, репетиции крайне важны. Во-вторых, современный мир живёт в крайне сжатых сроках, и времени все время не хватает. Я могу сказать, что Димаш — чёткий, ясный профессионал. Это вызывает и уважение, и возможность работать и создавать что-то вместе.

Профессионализм заключается в каждом его движении, в каждой подаче, в каждом взгляде. И все, что мы репетировали, мы все воплотили в шоу. Мне легко было с ним общаться, потому что он профессионал.
— Если бы у Вас была возможность воплотить любую идею, как режиссеру сольного концерта Димаша, какая бы это была тема? В каком образе, наиболее ярко выражающем его артистическую суть, Вы его представляете?
— Это сложный вопрос, образ для шоу должен быть попаданием в десятку. Это требует обдумывания, изучения материала, довольно длительного общения. Мне мало придумать тот или иной образ, нужно, что бы герой, исполнитель в этом образе себя комфортно чувствовал. Такая задача не решается скоро, она рождается.
— Алексей, мы не уверены, знаете ли Вы о существовании Dears — так Димаш называет предпочитателей своего творчества. Очень интересно, заметили ли Вы наше присутствие в зале с флагами и светящимися табло?
— Конечно, заметил! Во время шоу я со своими коллегами работаю на пультовой. Пультовая - это мозг управления спектаклем. Перед нами весь зал, важно чувствовать настроение зала, и не видеть вас, фанатов Димаша, в зале практически невозможно. Это надо быть просто-напросто слепым.
— Поклонники Димаша, Dears, присутствовали и в Минске, и в Казани, и в Москве… Вы нас видели, а интересно, что Вы о нас думаете?
— Кроме прекрасного, я о вас не думаю ничего!))) Вы крутые тем, что поддерживаете своей любовью своего кумира. Это, на самом деле, в нашем мире редкое качество. Вообще, преданность и любовь — редкие качества в этом мире.
— Какими достижениями Вы особо гордитесь?
— Я не знаю ответ на этот вопрос. Приятна каждая работа, которую ты только что сделал. А завтра будет следующая.
— Какие вершины или заветные мечты еще не сбылись?
— Много… Знаете, когда берешься за ту или иную работу, за тот или иной спектакль, то даже вначале работы ты видишь финал. А сейчас я прикоснулся к работе, начал писать, и даже не вижу финала, какой он будет. Вот это для меня интересный аспект.
— А что за работа?
— Рано…
— Кто из людей, встретившихся на вашем пути, повлиял на вас более всего, кого Вы могли бы назвать своим учителем в профессии или по жизни?
— Интересный вопрос, но… я не могу сказать, что есть какое-то конкретное лицо, тот или иной художник, который на меня повлиял, и я хотел свою жизнь, своё творчество с ним отождествлять, не было такого. У меня не было яркого такого кумира. Общение, моя жизнь с теми или иными людьми, влияли на творчество, и сейчас влияет, как влияет общение в моей компании, безусловно, любой человек, с которым ты общаешься, будет оказывать влияние на ваше творчество, потому что жизнь — это взаимоотношения. Это довольно тонкий момент, мы зависим друг от друга. А если мы зависим друг от друга, то влияем, в частности и на творчество.
— Алексей, Вы обладаете большим опытом, и многие считают Вас специалистом высокого уровня. Вам не хочется передать этот опыт подрастающему поколению?
— У меня есть желание по этому поводу рассуждать. Рассуждать и анализировать современную режиссуру. Эмоциональная градация словосочетания «современная режиссура» включает в себя огромный пласт современной культуры. Слова «современная режиссура» я понимаю так: в мире и в понятии «режиссура» даже стираются грани жанров. Современная режиссура — это симбиоз, в который входят кино, опера, балет, видео, компьютерная графика, всевозможные технологии, знания материалов. Всё это современная режиссура. На текущий момент - это важное жизненное понятие, прежде всего. И рассуждая на эти темы, ты говоришь о своей профессии, о современной режиссуре и… Есть такая фраза: «Истина где-то рядом». Истина и хорошая, красивая идея — она всегда находится где-то на стыке: жанров, технологий, мыслей, идей. Важно почувствовать и увидеть этот стык. Так устроен современный мир — мы всегда находимся где-то на стыках. У меня есть желание по этому поводу рассуждать вслух. Возможно, рассуждая, я для себя открою что-то новое.
— Может, вы хотите школу какую-нибудь свою открыть? Расскажите.
— Школу не знаю… Пока мы создаём курс онлайн-лекций. Форма их, мне кажется, получается красивой. Так что, добро пожаловать!
— Вы счастливый человек? Что или кто делает Вас счастливым?
— Счастливый человек? Мне кажется, я был счастлив в жизни два раза по 20 секунд. Что такое счастье? Я не знаю.
— Но Вы же не несчастный?
— Нет. Что такое несчастный, что такое счастливый? Жизнь каждый день задаёт новые вопросы, на которые ты каждый день даёшь ответы. И это называется словом «жизнь». Я, к сожалению, не обладаю тем замечательным чувством, которым, наверно, обладают другие люди: проснулся, солнышко светит — хорошо, дождь идёт - хорошо, вечер наступил— хорошо.
— Что Вы не любите в людях? В себе?
— Я не знаю ответ на этот вопрос. Либо ты человека воспринимаешь со всеми его радостями и счастьями, достоинствами, недостатками, его воспринимаешь целиком, либо нет. Как можно взять и поделить человека на части, на кусочки, на эмоции: это плохо, это хорошо? Ты общаешься с человеком, а он состоит из большого количества ответов.
— Не часто задают в интервью этот вопрос: о чем бы Вам хотелось рассказать… Расскажите нам то, что Вам самому хочется рассказать об этом шоу?
— Я наконец-то для себя и моей компании сформулировал, что же такое шоу, что это за жанр такой. И этим хочу поделиться: шоу — это жизнь
ШОУ — ЭТО ЖИЗНЬ. ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ…
Аплодисменты, аплодисменты, аплодисменты…